Основные проблемы чешских университетов
02 октября 2013

 

Высшее образование является одной из самых эффективных и мощных отраслей чешской экономики. В глобальном масштабе соотношение «цена-качество» в ней намного выше среднего. Чешские университеты успешно конкурируют с немецкими и австрийскими ВУЗами. Тем не менее, проблемы в чешском высшем образовании имеются, причем в немалом количестве.

Пражский Образовательный Центр постарался обобщить наиболее основные проблемы и предложить реалистичные пути их решения.

1) Недостаточное финансирование высшего образования. Сюда относятся как сложности, связанные с формированием бюджетов учебных заведений, так и недостаточный размер заработной платы преподавательского состава. Проблема требует решения на законодательном уровне.

2) Низкий уровень разнообразия ВУЗов, стремление каждого высшего учебного заведения стать университетом. Эту проблему можно решить путем введения различных критериев для оценки качества образовательных услуг практико-ориентированных местных вузов.

3) Негативные последствия внедрения программ бакалавриата и снижение качества подготовки выпускников. Решение – возврат части учебных заведений к «длинной» (пятилетней) магистерской программе.

4) Однообразие учебных программ. В практически ориентированных программах бакалавриата мало заинтересованы как студенты, так и работодатели. Подавляющее большинство бакалавров хочет продолжить учебу в магистратуре, и многие колледжи готовы их принять. Решение – отмена обязательных для каждого студента учебных программ, в то же время усиление подготовки студентов к практической деятельности и дальнейшему изучению теории с установкой квоты для выпускников, желающих продолжить обучение.

5) Увеличение общего числа студентов и тенденция к снижению требований. Содержание программ бакалавриата предлагает слишком слабые стимулы для самосовершенствования и развития. Решение – внедрение платы за повторную сдачу экзаменов, с направлением собранных средств на формирование стипендиального фонда, что позволит повысить мотивацию и нанести ущерб коррупционной деятельности преподавателей.

6) Проблемы с аккредитацией. Требуется увеличить полномочия аккредитационной комиссии с тем, чтобы она имела право предоставлять авторитетному учреждению аккредитацию на неопределенный срок. Для учреждений с результатами более низкого качества, а также новых учреждений целесообразно сохранить текущий тип строгой аккредитации.

7) Некомпетентность и громоздкость Ученых советов университетов. Решения существуют, но это тема отдельной статьи.

8) Низкая мобильность профессорско-преподавательского состава. Решение – достойная зарплата, целевые гранты для привлечения преподавателей из-за рубежа или из практической сферы деятельности, увеличение трат на заграничные стажировки.

9) Небольшая студенческая мобильность. Решение также требует дополнительных финансов.

10) Дискриминации в отношении пожилых студентов. Решение – отмена возрастных ограничений для студентов.

11) Низкий интерес к докторантуре. Докторанты являются основой для развития профессионально-технических университетов, следует увеличить их содержание хотя бы до уровня Словакии (€ 500 в месяц).

12) Законодательство и нормативные документы не отражают особый характер работы преподавателей вузов. Решение: восстановить возможность продления срочных контрактов, установить четкие правила для пребывания в должности, отменить обязанности регистрации рабочего времени.

 

Случайные статьи:

Портфолио-резюме и портфолио карьеры

Портфолио в форме проекта