Некоторые методы работы с одаренными учащимися
08 октября 2013

Методы, которые специалисты рекомендуют для использования в процессе обучения и воспитания одаренных учащихся, основаны на особых образовательных потребностях детей.

Применение данных методов в повседневной деятельности педагогов позволит развивать навыки и способности учащихся, в том числе мышление, с учетом индивидуальных особенностей.

А. Эвристические методы. Новые учебные программы часто не содержат объяснений, предоставляя ученикам лишь набор фактов, правил и законов. Представление их в виде проблемы (проблемное обучение) может стать одним из выходов в этой ситуации. Учащиеся вынуждены будут применять интуицию и уже имеющиеся знания, познавая на их основе новые законы. Как действовать? Учитель предлагает учащимся проблему, те, в свою очередь, ищут возможные пути ее решения. Если решение не найдено или устраняет проблему только частично, учитель задает новые вопросы до тех пор, пока учащиеся не находят верное направление поиска. Через некоторое время часть попыток детей можно обобщить и сделать вывод в виде нового знания или закономерности. Так постепенно все одаренные ученики (кто-то с большим, кто-то с меньшим участием педагога) оказываются активно вовлечены в познание нового материала с задействованием более высоких уровней мышления, без применения механического заучивания. С помощью описанных выше мер можно также поощрять отдельных учеников, предоставляя им право первоочередного высказывания. Методы особо успешно применимы при объяснении каких-либо алгоритмов, правил сложения и умножения, грамматических норм, законов науки. Пример использования метода – опыт итальяно-испанского учебного центра «Liberum» (http://www.liberum-center.ru/) по проведению курсов итальянского языка в Москве.

B. Стимулирующие методы. Первостепенное значение тут имеют стремление уменьшить долю механического заучивания к минимуму, предоставление учащимся возможности использовать свой интеллектуальный потенциал и проявить инициативу. Учитель использует такие формы как:

многозначный выбор,

исключение из правил,

парадоксы,

головоломки, загадки , анаграммы , паззлы и т.д.,

инсценировка и дидактические игры,

групповая деятельность,

экспертиза, наблюдение и манипуляции,

создание проектов и самостоятельная работа.