Почему мотивация сотрудников так важна? 12 октября 2013
В отсутствии мотивации кроются причины множества невыполненных задач, уход от поиска эффективных методов в профессиональной деятельности, прогулы и отказ от сверхурочной работы, нежелание понять и принять изменения в сфере образования, игнорирование просьб о помощи родителей, коллег, учащихся.
Термин мотивация происходит от латинского «movere», что означает «двигаться». Понятие мотивации является общим обозначением для всех внутренних стимулов, которые приводят к определенным действиям в рамках какой-либо деятельности человека. Результатом мотивационного процесса выступает активизация внутренних психических механизмов, проявляющаяся в самопобуждении к определенным действиям. Любое поведение человека, направленное на достижение какой-то цели, является мотивированным.
Только опытный управленец, сам имеющий надлежащую мотивацию и квалификацию, в состоянии адекватно мотивировать своих сотрудников. Например, заинтересовать продавца пройти тренинг по продажам и узнать, как продавать, может лишь человек, который не только умеет доходчиво объяснять и грамотно преподносить информацию, но и обладает успешным опытом продаж. Так и в образовательной сфере – немотивированный директор вряд ли добьется успеха.
Другие факторы, влияющие на эффективность работы
Производительность труда сотрудника связана с мотивацией. Но также она зависит и от способностей работника, условий труда. Для достижения целей необходимы:
• желание работника трудиться (мотивация),
• профессиональные знания и умения (способности),
• соответствующие условия труда (среда).
Директор образовательного учреждения и педагоги взаимозависимы, поэтому в работе следует учитывать несколько важных правил.
1. Люди различаются, у каждого из нас есть свои особенности.
Учреждение устанавливает правила и процедуры с предположением, что все люди равны, что будет само собой разумеющимся с учетом масштабов совместных усилий. Однако важно понимать, что каждый человек уникален, имеет свои собственные потребности, желания, взгляды, знания, навыки и некоторый потенциал. Если директор этого не понимает, в применении мотивационных стратегий допущена ошибка.
2. Достижения ОУ первостепенны, но стремление увеличить их число и уровень не должно ставить под угрозу достоинство работников.
3. Работник – не робот. Несмотря на все инструкции, взаимодействие в коллективе не всегда проходит по запланированному сценарию. Человек – сложноорганизованное существо, на его поведение влияет множество факторов. Попытки предусмотреть каждый из них обречены на провал, но не учитывать этот момент нельзя из-за его влияния на общий климат в коллективе.