Проблемное обучение
14 октября 2013

Теория проблемного обучения разрабатывается достаточно давно, ведь проблемность представляет собой одну из главных закономерностей процесса познания. Этим вопросом успешно занимались российские педагоги и психологи: М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, И. А. Ильницкая, А.М. Матюшкин, Р.И. Малафеев и др.

Ученые определяют проблемное обучение с разных позиций:

  • как метод обучения (Л. Панчешникова, В. Оконь), используемый в общеобразовательных школах;
  • как принцип обучения (Г. Понурова), рассматриваемый в теоретических источниках;
  • как технологию (Г. Ксензова, Н. Савина) урока или занятия с точки зрения методики преподавания.

Сегодня проблемное обучение чаще всего рассматривается как технология развивающего образования, направленная на активное получение знаний, формирование умственных способностей и приемов исследовательской деятельности, привлечение к научному поиску, развитие творчества.

Большинство современных публикаций по теории обучения связаны с проблемами начальной активизации деятельности учеников. Активизация путем проблемного обучения состоит не в том, чтобы научить учащихся отдельным мыслительным операциям, а в том, чтобы сформировать систему умственных действий, с помощью которых ученик сможет, используя полученные знания, решать нестандартные, нестереотипные задачи.

Таким образом, технология проблемного обучения отличается от традиционной технологии обучения тем, что ее целью является не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и собственно процесс получения этих результатов, формирование познавательной деятельности, развитие индивидуальных особенностей и способностей ученика.

Итак, в педагогической литературе под проблемным обучением понимают учебно-познавательную деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности на основе создания и решения проблемных ситуаций.

Исходя из этого, основной категорией проблемного обучения является проблемная ситуация, под которой понимают интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека, когда он не в состоянии на основе своих знаний и опыта объяснить явление, факт, не может достичь цели уже известным способом или когда возникает противоречие между уже известным и новым знанием. Таким образом, проблемная ситуация становится началом процесса умственной деятельности. Умственная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопроса. Он должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение у учащихся, и одновременно быть посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Проблемные ситуации возникают:

  • при условии, что учащиеся не знают способа решения задачи, не могут ответить на поставленный вопрос, объяснить определенный факт и т.п.;
  • при необходимости использования ранее усвоенных теоретических знаний на практике;
  • вследствие противоречия между теоретической возможностью решения задачи и практической невозможностью применения именно этого способа;
  • вследствие противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

По исследованиям психологов, полный цикл умственной деятельности по решению проблемы включает следующие этапы:

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения;
  • поиск способов решения проблемы путем догадки или выдвижения гипотез;
  • обоснование и доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемы;
  • общий вывод.

На практике используется несколько типов проблемных уроков:

  • уроки с отдельными проблемными вопросами;
  • уроки, весь ход которых посвящен решению большой общей проблемы;
  • урок - проблемная лекция;
  • уроки-диспуты;
  • уроки-семинары и др.

Технология проблемного обучения включает следующие этапы деятельности:

  • создание проблемных ситуаций;
  • сбор и анализ данных, необходимых для решения проблемы, актуализация жизненного опыта;
  • определение причинно-следственных связей, формулирование гипотез;
  • формулирование выводов.

Урок в технологии проблемного обучения выглядит как последовательность учебных проблем, создаваемых учителем. Педагог выслушивает разные точки зрения, координирует и направляет творческое мышление с помощью системы вопросов, корректно исправляет ошибки, предоставляет дифференцированную помощь, помогает овладеть навыками работы с различными источниками информации.

В начале урока учитель предлагает проблемную ситуацию, которая может основываться на удивлении или быть связанной с интеллектуальным затруднением.

Если используется проблема «с удивлением», учащимся предлагаются противоречивые факты, теории, точки зрения. Также в основу такой проблемы может быть возложено и другое противоречие - между жизненным (бытовым) опытом, представлениями и научными фактами. В этом случае уместно предложить практическое задание, примером со специально допущенной ошибкой.

При использовании проблемы «с затруднением» следует предложить задание, которое учащимися на текущем этапе выполнено быть не может.

С целью осознания сущности проблемной ситуации учитель предлагает ученикам ряд вопросов, которые стимулируют школьников к пониманию противоречия, заложенного в проблеме (например, «Что вас удивило?», «Какие имеются точки зрения?», «Что вы предполагали, а получилось на самом деле?», «Что вам мешает выполнить задачу?», «Чем эта задача отличается от тех, которые выполняли раньше?» и др.).

Следующий этап - это формулирование учебной проблемы и через нее темы урока, который проводится в форме фронтальной беседы.

Наиболее сложной частью проблемного урока является поиск гипотез, путей решения проблемы. Учитель для этого должен выполнить определенные действия:

  • побуждать учащихся к выдвижению идей (поощрительными словами, подсказками и т.д.);
  • принять предложенные гипотезы (словами «да», «принимается» и др.)
  • побудить к проверке гипотез («Согласны с гипотезой?», «Как ее проверить?», «А кто думает иначе? Почему?»).

После решения проблемы обязательно делается общий вывод. Необходимо четко выделить главную гипотезу, вернуться к формулировке основного проблемного вопроса в начале урока и сформулировать ответ. Учитель предлагает ученикам ответить на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили?

Что нового узнали о причинно-следственные связи, которые объясняют это явление?

Какое значение имеют полученные знания? Где они могут быть использованы?

Понятно, что эта технология требует более значительных затрат времени и усилий и со стороны учителя, и со стороны учащихся. Совместное использование проблемного обучения позволяет достичь более глубокого понимания материала, его сознательного усвоения, обеспечивает научную доказательность знаний, приучает учащихся мыслить диалектически, способствует развитию личных качеств.