Интерактивное обучение
14 октября 2013

Интерактивное обучение - это обучение, построенное на основе общения и взаимодействия, которые реализуются и в технологиях, и в методах, и в организационных формах.

Педагоги одной из лучших частных школы Москвы, Классического пансиона МГУ им М.В. Ломоносова, успешно использующие богатый потенциал интерактивного обучения в своей повседневной деятельности, поделились полученным опытом с читателями.

Начнем с того, что прилагательное «интерактивный» - достаточно новый термин в методической литературе, его использование сегодня не имеет однозначного и устоявшегося характера. Встречаются такие формулировки и трактовки как «интерактивное обучение», «интерактивная технология», «совокупность технологий», «интерактивные формы» и множество других. Но главное, что речь здесь идет именно о процессе общения, в котором происходит обмен информацией, умениями, опытом между учениками и учителем или учеником и учеником. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это обучение/взаимообучение - коллективное, групповое обучение в условиях сотрудничества, где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами, понимают, что они делают, рефлексируя по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.

Основа интерактивного обучения была заложена еще в XX веке в советской школе и тесно связана с использованием бригадно-лабораторного, проектного метода, коллективного способа обучения (КСО).

Цель интерактивного обучения - подготовка личности к реальной жизни, формирование гражданской позиции, переход от самоидентификации личности ученика к саморелизации. Интерактивные технологии обучения стимулируют потребность ученика в реализации своего потенциала. Образовательные и развивающие цели выступают как сопутствующие.

Использование интерактивного обучения, по сравнению с другими системами обучения, позволяет значительно увеличить процент усвоения информации (до 90%), обучение ориентировано, в отличие от традиционного, не только на усвоение знаний, но и на понимание, применение, анализ, синтез, оценку. Главным источником мотивации является интерес самого ученика, в результате чего учебной деятельности присущ высокий уровень активности. Учитель выступает как равноправный партнер учащихся, выполняет организационные и консультационные функции.

Существует достаточно большое количество подходов к классификации интерактивных технологий обучения. В пособии «Современный урок. Интерактивные технологии обучения» (А.Пометун, Л.Пироженко) предлагается, например, классификация по цели урока и форме организации учебной деятельности.

Классификации интерактивных технологий обучения по А.Пометун, Л.Пироженко

  • технологии совместного обучения;
  • технологии коллективно-группового обучения;
  • технологии ситуативного обучения;
  • технологии обработки дискуссионных вопросов.

В. Мельник предлагает интерактивные методы делить на превентивные интеракции (тренинг, консультации и др.), имитационные интеракции (инсценировки, деловые игры, диспут, «мозговой штурм» и др.), неимитационные интеракции (проблемная лекция, конференция, практикум и т.д. ).

Примерная структура урока с применением интерактивного обучения

1. Мотивация деятельности

Этап имеет целью заинтересовать учащихся темой урока. Используются учебные проблемные ситуации, наглядность, несложные интерактивные технологии («Микрофон», «Ледокол» и др.).

2. Определение темы и ожидаемых результатов

Целесообразно привлечь к этой деятельности учащихся. Ожидаемые результаты необходимо формулировать через соответствующие глаголы: «После урока ученики смогут ...».

3. Предоставление необходимой информации

Это может быть мини-лекция, знакомство с текстом, опережающие задания. Здесь могут быть актуализированы знания, которые учащиеся уже имеют.

4. Интерактивные упражнения

Это основная часть урока, и по содержанию, и по объему.

5. Подведение итогов и рефлексия

Во время этого этапа учащиеся должны осознать, чему они научились на уроке, определить свое отношение к работе и обсуждаемой теме, сравнить свое восприятие с мыслями и взглядами других. Необходимо также сравнить реальные результаты с ожидаемыми, сделать вывод, поставить и обосновать оценки.