Ассоциативный эксперимент
19 октября 2013

Ассоциативный эксперимент - психологический или психолингвистический эксперимент, суть которого заключается в том, что респонденту предлагают стимулы разного типа (слова, рисунки и т.д.) с целью вызвать у него соответствующие ассоциации. Так, ассоциациями к фразе-стимулу «Юг России» могут быть города Анапа, Новороссийск, Сочи, к фразе-стимулу «отдых в Геленджике» - отпуск или каникулы, лето, море, путешествие и т.д.

История возникновения метода

Первый ассоциативный эксперимент поставил Ф.Гальтон. В. фон Вундт, К.Г. Юнг, М.Вертгеймер и Д.Кляйн применяли его как проективный метод для исследования мотивации личности. Начальный период использования ассоциативного эксперимента завершается в 1910 году созданием Кент-Розановского списка ассоциативных норм. Для второго периода характерно, с одной стороны, сильное влияние идей бихевиористской психологии, рассматривающей связь между стимулом и реакцией как чисто механическую, с другой - четкая прагматическая направленность. Третий период ассоциативных исследований связан с возникновением психолингвистики (1954 г.) и исследованиями речевой деятельности человека. С формированием когнитивной парадигмы лингвистических исследований результаты ассоциативного эксперимента начинают использовать в изучении особенностей языковой концептуализации.

Виды ассоциативного эксперимента

Различают свободный ассоциативный эксперимент, когда респонденту предлагается ответить словом, которое первым пришло ему в голову после предъявления стимула, не ограничивая выбор реакции никакими критериями; управляемый ассоциативный эксперимент, когда экспериментатор определенным образом ограничивает выбор реакции, например, дает задание сформулировать определение к стимулам в виде имен существительных и т.п.; цепной ассоциативный эксперимент, в котором респонденту предлагается ответить любым количеством реакций на стимул, без установки каких-либо формальных или семантических ограничений. Возможны также смешанные виды эксперимента, когда респондент получает задание ответить определенным количеством определений на стимул (см. Бутенко, 1989).

Детерминанты

На ход эксперимента влияют различные факторы (социальные, психофизиологические и др.):

форма проведения (устная, письменная),

способ предъявления стимулов - по одному или списком,

кто и как проводит эксперимент (поведение экспериментатора, его индивидуальные характеристики, установки, которую он/она дает респондентам),

обстоятельства, при которых происходит эксперимент (место проведения, погодные и иные условия),

психическое состояние информантов на время проведения эксперимента,

влияние политических и других событий на их сознание и т.д.

Ассоциативные связи возникают в сознании человека под воздействием тех или иных психических процессов. Ответ (слово-реакция на заданное слово-стимул) позволяет проследить динамику ассоциативных связей в сознании человека, определить, как с помощью языковых знаков отображается объективная действительность в его сознании, какие связи установлены между отдельными предметами, явлениями, словами, какой тип мышления доминирует.