Модульное обучение
19 октября 2013

Модульное обучение - это технология обучения, сущность которой заключается в предоставлении учащемуся возможности самостоятельно работать по предложенным индивидуальным программам, содержащим банк информации и методические рекомендации по выполнению заданий. Модульное обучение является одним из видов личностно-ориентированного обучения и отличается от традиционной системы обучения целями и задачами, программно-методическим обеспечением, организационными формами и рядом других особенностей. Технология модульного обучения в России и странах СНГ применяется как в средних школах, так и в высших учебных заведениях, особенно популярна в преподавании английского языка и других предметов гуманитарного цикла.

Сначала модульное обучение было представлено как пакет учебных программ для индивидуальной работы. Сегодня программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса включает граф-схемы (графики) учебных курсов, научные проекты учебных модулей, сценарии модульных занятий, мини-учебники и пособия, индивидуальные образовательные программы самореализации личности. Все эти компоненты взаимосвязаны.

Основные подходы к организации учебного процесса в системе модульного обучения - обучение с опережающим изучением теории; изучение материала с помощью дидактически взвешенных, содержательно связанных и законченных блоков-модулей; проблемный подход к обучению; индивидуально-дифференцированный подход; организация активной научно-поисковой деятельности учащихся; программированное обучение; технологизация учебного процесса и др.

Преимущества модульного обучения

системность, логичность и комплексность подхода к построению курса;

дифференцированность;

усиление мотивации;

развитие саморегуляции и самооценки учащихся;

изменение роли педагога с информационно-контрольной на консультационно-координационную;

гибкость и вариативность;

гарантированность запланированных результатов и др.

Наглядный пример эффективного использования всех перечисленных преимуществ – курс «Английский в Москве», разработанный школой английского языка «Аллада» и являющийся одним из самых востребованных способов изучения английского.

Основным структурным элементом учебного процесса в системе модульного обучения является модуль.

Модуль (от лат. modulus - мера) - самостоятельный, функционально-ориентированный этап процесса обучения, имеет собственное программно-целевое и методическое обеспечение. Организационной особенностью модульного обучения является то, что продолжительность мини-модуля составляет, в отличие от традиционного урока, 25-30 минут. Поэтому внедрение модульной технологии невозможно в пределах одного школьного предмета или параллели.

Функциональный цикл учебного модуля состоит из следующих последовательных мини-модулей:

Чувственно-эстетический. Он не является обязательным. Его цель - создание соответствующей установки (психологической, эмоциональной) на изучение нового, настроя на сотрудничество.

Мотивационный. Во время этого мини-модуля определяются перспективы изучения темы, происходит проектирование учебной деятельности; формируется внутренняя мотивация к самообразованию и саморазвитию.

Содержательно-поисковый. Организуется всестороннее вербально-умственное и образно-графическое моделирование проблемно-диалогического пространства для учебного поиска новых знаний, полная мобилизация всех возможных средств познавательной деятельности.

Контрольно-содержательный (оценочно-смысловой). Моделируются ситуации проверки степени овладения теоретическими знаниями и необходимости их практического использования, проводится промежуточная рефлексия правильности и результативности обучения.

Адаптивно-преобразовательный. Сущностью мини-модуля является ориентация и адаптация теоретических знаний к их практическому использованию.

Системно-обобщающий. Организуется работа по обобщению и систематизации личных знаний, приобретенных при изучении темы, по определению их места в системе собственных представлений путем тестирования и составления знаково-графических моделей (таблиц, схем, диаграмм и т.д.).

Контрольно-рефлексивный. Проводится итоговое оценивание уровней овладения знаниями, нормами и ценностями путем применения специальной модульно-рейтинговой системы.

Духовно-эстетический (необязательный). Целью этого мини-модуля является гармонизация взаимоотношений личности с окружающим миром, творческая и духовная рефлексия.