О социальной адаптации в деятельности вечерней школы
28 октября 2013

Адаптация в социальной психологии объясняется как готовность к выполнению разных  социальных ролей, стабильность социальных связей, равновесие для выживания. Протекает адаптация ребенка в трех основополагающих микрогруппах: коллектив, семья и среда неформального общения.

Все жизненные цели и ценностные установки закладываются преимущественно в семейном воспитании, а вот их поведенческая реализация у старшеклассников происходит главным образом в социальной среде, образованной школой. Проблемы в социальной адаптации детей школьного возраста обусловлены преимущественно противоречиями между ценностными ориентациями, заложенными в семье и требованиями, которые образуются в социальной среде.

В наши дни, когда мир сотрясают невидимые, но от этого не менее ожесточенные идеологические войны, а влияние процесса глобализации становится все отчетливее, выпускник школы должен суметь не только приспособиться к совершенно новым условиям, но и быть готовым отвечать за происходящее в стране.

В жизни ребенка возраст 17 лет – переломный. Это период, когда особенно обостряются  жизненные проблемы, когда он стоит на перекрестке множества дорог, он в первый раз вступает в непосредственный контакт с обществом, пытается сделать первые шаги на пути решения социальных задач: приобрести профессию, определенный социальный статус, создать семью. Первое подлинное участие во взрослой жизни демонстрирует уровень его социальной зрелости - выполнение разных социальных ролей и ответственность.

Главная задача юности – это самоопределение личностное и профессиональное. Первые безуспешные попытки могут привести к социальной дезадаптации молодого человека.

В последние годы появляется все больше дезадаптированных, педагогически запущенных школьников. Некоторые их них находятся в сложном социальном положении (инвалиды, проблемные дети, социальные сироты). В таких условиях именно вечерняя общеобразовательная школа может активно решить проблемы социальной адаптации, создать условия для развития дезадаптированных детей, одновременно подвергая коррекции их поведение.

Адаптация в деятельности вечерней школы – это способность гибко и эффективно реагировать на трансформацию социокультурной ситуации, а так же социального заказа, с учетом особенностей, потребностей и потенциальных возможностей обучающихся, своевременно реагировать на появившиеся жизненные проблемы, участвовать в создании  культуросообразной среды. Вечерняя школа берет на себя выполнение двойной функции:

  • адаптация к условиям обучения, к новой жизни и работе посредством образования (адаптация социальная),
  • адаптация школы к особенностям и потребностям обучающихся (адаптация личностная).