Что важно знать учителям и родителям
31 октября 2013

Хотите добиться успеха уже сегодня -  решите вчерашние проблемы. Современная жизнь награждает нас эмоциональными и физическими перегрузками, но в процессе работы с детьми нельзя забывать о психологических факторах, которые влияют на их развитие. В данной статье мы рассмотрим психосоциальные стадии развития человека по Эриксону. К каждой «ступени» развития он приписывает свою задачу и пути ее решения. Кроме того, он считает, что конфликты, возникающие во взрослой жизни, не повторяются с конфликтами детства, а каждая стадия имеет свой собственный конфликт и задачу.

От самого рождения и до 1 года мы находимся в стадии младенчества. Основной задачей в этот период является формирование доверия у ребенка к себе и окружающим. Достигается это любовью, лаской и заботой. Если вы дадите ему почувствовать, что он любим – у него сформируется доверие к окружающему миру, что поможет ему без труда решить проблемы следующих периодов жизни.

Раннее детство длится от 1 до 3 лет. В это время в ребенке развивается самостоятельность, навыки самообслуживания (он учится есть, одеваться и т.п.). Развитие этих навыков позволит ребенку быть уверенным в себе в будущем.

Возраст от 3 до 6 лет называется дошкольным. В этот период дети приобретают навыки компетентности, инициативности. Кроме того, дети готовы делать свой собственный выбор, а если запрещать им делать его, в будущем это очень скажется на принятии важных решений.

Когда ребенок находится в школьном возрасте (6-12 лет), у него развивается трудолюбие и прилежание. Детям школьного возраста очень важно постоянно расширять кругозор. Для этого будьте готовы пожертвовать некоторыми своими интересами, проявите настойчивость, мужество, терпение.

В подростковом возрасте (12-18 лет) происходит все самое главное – дети расставляют приоритеты в жизни, определяют жизненные ценности, ориентируются на определенную культуру. Они ищут для себя образы для подражания, а каким будет этот образ – решают предыдущие стадии. Порой именно на этой стадии в семье подростка начинаются конфликты, и он будет стараться найти свой круг общения. А какая там будет система ценностей?

Молодость (18-30 лет). Это возраст, когда молодые люди заводят серьезные отношения, семьи, становятся на ноги.

Средний возраст (от 30 лет до пенсии). В этот период человеку важно помочь следующему поколению, осознать, что жизнь уже сложилась, а также ощутить свою важность, продуктивность.

Дальнейшая жизнь. Человек должен чувствовать важность своей прожитой жизни, чтобы было что вспомнить, рассказать. Тогда он будет жить в спокойствии.

Главное запомните, что заниматься с детьми до 12 лет и после необходимо с разными подходами. К примеру, требовательный и строгий стиль преподавания недопустим в старших классах. У детей возрастом 12-15 лет возникает много проблем, таких как взаимоотношения со сверстниками и противоположным полом, конфликты с родителями, непонимание всех жизненных ситуаций и многое другое. Эти проблемы вызываются постоянными внутренними конфликтами ребенка.

В этом возрасте ему очень важно познать себя, обрести свою индивидуальность, установить систему ценностей. Если у ребенка будет человек для подражания среди родных и близких – можно быть уверенным в том, что жизненные ценности и приоритеты у него сформируются правильно: создать крепкую семью, найти отличную, интересную работу и купить квартиру в новостройке в Дедовске или любом другом городе ему не составит труда, как и стать успешным, трудолюбивым и добропорядочным человеком, прекрасным семьянином, хорошим другом и отцом. Так что, взрослые, помните, что во многом именно от вас зависит становление ребенка как личности.