Нужен ли педагогу артистизм? 01 ноября 2013
Как вы думаете, нужен ли учителям артистизм? Если да, то в какой степени? Наверное, все-таки нужен, но в меру. Когда мы заигрываемся, получается не артистическая игра, а не понятно что. Вы представляете, как педагог выглядит со стороны, если он переиграл со своими эмоциями радости, гнева, любви к учащимся? Это глупо, нелепо и смешно.
В чем же состоит этот артистизм? В неестественности эмоций, жестов и поз, пафосных монологах, многозначительных паузах (ну это нам так кажется, что многозначительные), говорливости, театрализованных диалогах. Не всегда и везде они уместны. В продвижении сайтов по трафику, допустим, важен лишь результат, эмоции же просто не нужны. Удачный пример креатива без излишеств - http://krwork.ru.
А что по поводу нашего выражения лица? За своей мимикой нужно постоянно следить. К слову, наша артистичность, со стороны кажется обычным истеричным и невротичным поведением. Педагоги любят превращать свои уроки в мини-спектакли (с сохранением всех важных моментов, таких как завязка, кульминация, развязка); само проведение урока украшаем чрезмерным эмоциональным возбуждением; постоянно куда-то суетимся, торопимся, вызываем у себя невротическое состояние. Почему мы не хотим, а может, мы просто боимся, быть простыми, естественными? Мы превращаем свою речь в набор преувеличений, сравнений. Мы зачем-то используем весь возможный арсенал воздействия на своих учеников.
Общаться с детьми абсолютно искренне, без артистизма, возможно, и даже нужно. Избавьтесь от этой дистанцированности, которая создается современной системой обучения.
Каждый день мы поднимаемся на сцену. Давайте посмотрим на себя со стороны, представьте, что вы смотрите на себя в зеркало. Главной нашей задачей является уйти со сцены, перестать работать на зрителя, убить в себе фальшивые и штучно созданные нами манеры. Мы постоянно играем в спектаклях, где кричим на одного, а хотим, чтобы это видели все, по принципу «чтобы другим не повадно было».
Дети ценят естественность преподавателя, а вот нотки фальши, наигранности они чувствуют очень тонко. Эмоциональность на уроках совершенно не нужна, ну разве что в начальных классах, когда вы читаете сказку о трех поросятах и сером волке. Ежедневная наигранная эмоциональность лишь нервирует и раздражает ваших слушателей.
Давно наблюдается закономерность, что повадки и характер всего класса зависят от того, какой у них был первый учитель. Вот, например, один класс спокойный, всегда на высоте по работе, второй – шумный, с хромающим поведением, а третий – пассивный и тихий. Здесь видно, что повадки преподавателя сформировали характер класса. У спокойного педагога – спокойные ученики, у артистично-истеричного – практически бесконтрольные. Это, к слову, касается не только начальной школы, это наблюдается на протяжении всей школьно жизни.
Педагоги, коллеги, задумайтесь, какими дети становятся после наших уроков. Случайно не мы ли являемся причиной их проблем с вниманием, сосредоточенностью и поведением?