Проблема «бумаготворчества» в работе педагога
01 ноября 2013

Каждый учитель-предметник тратит огромное количество времени на работу с «бумажками». Вот, например,  перед каждым учебным годом педагог обязан сдать календарно-тематическое планирование уроков на каждый класс. Это еще кажется разумным, но чаще всего написание КТП – это просто пытка для учителя, особенно если он ведет младшие классы. Министерство решило эту проблему, выпуская печатные планы, однако некоторые директора школ (в университетах такая же практика) игнорируют эти КТП и заставляют учителей переписывать их. Зачем?!

Портфолио преподавателя… Звучит – отлично! Все творческие наработки, собранные в одном месте, очень помогут педагогу при аттестации либо проверке. Однако после того как ввели обязательное портфолио, да еще и в определенной форме, ведение подобных материалов стало воистину каторгой для педагога.

Чего стоит подготовка преподавателя к всевозможным олимпиадам, экзаменам и даже ЕГЭ. Для каждого подобного мероприятия, если это можно таковым назвать, учителю нужно составлять индивидуальные планы работы со своими учениками, которые включают много нюансов. Составление и заполнение бесконечного числа документов занимают очень много времени, и иногда просто не хватает сил и времени на то, чтобы подробнее рассмотреть личность ученика, его возможности и потребности.

Еще есть такой тип «учительских бумажек» как поурочные планы. Вместе с ними общее количество заполняемых документов просто огромнейшее. К слову, введение новых ФГОС только усложнит эту ситуацию.

Если педагог также является и классным руководителем, в начале каждой четверти он должен подготовить и сдать план воспитательной работы. Он включает все классные и внеклассные мероприятия, которые направлены на воспитание личности учащихся. Кроме того, в последнее время на плечи классных руководителей возложены и другие обязанности, такие как ведение портфолио класса (никому не нужные десятки страниц), написание отчетов по успеваемости и посещаемости, составление характеристик на учеников и отправка в различные инстанции, написание протоколов родительских собраний.

Очевидно, что проведение аудиторской проверки вряд ли состоится, но оформление всех этих документов забирает у классного руководителя кучу времени, которое он мог бы потратить не на бумажную работу, а на реализацию воспитательного процесса.

Выход из этой ситуации есть, и он в большей степени зависит только от администрации школы, которая может закрыть глаза на отсутствие некоторых материалов. Но это происходит далеко не везде, потому педагоги, жалуясь и возмущаясь, погружаются в заполнение огромного количества бумаг, которые могут никогда и не прочитать.