Предмет является главным! Предмет является главным?
01 ноября 2013

Каждый или почти каждый преподаватель считает свой предмет главным, и думает, что именно  его ученик должен знать лучше остальных. Конечно, он и домашнее задание задает соответственное. Рассуждение преподавателей приблизительно следующее: «Поскольку мой предмет самый важный, я задам больше, а другие пускай задают меньше». 

Получается, что объем домашних заданий обычного российского школьника нескончаемо большой, а пробыв в школе половину дня, дети тратят дома столько же времени на выполнение всего списка домашних заданий. В таких случаях родители помогают своим детям учить уроки, и это уже стало просто традицией. Вы выдели подобное хоть в одной из высокоразвитых стран мира? А у нас большинство родителей делают уроки с детьми практически на протяжении всего обучения в школе. Одни взрослые нагружают детей большим домашним заданием, а другие взрослые помогают делать его. Получается очень увлекательная игра. Вот попробуйте рассказать это иностранцу, вас попросту не поймут, так как не делают этого. А для российских бабушек, дедушек, пап и мам это совершенно обыденная ситуация. Ну а если у них нет такой возможности, они нанимают ребенку репетиторов.

Доказано, что каждые 5 лет количество информации удваивается, а сейчас даже говорят, что это происходит каждые 2-3 года. Выходит, количество информации растет, а время, отведенное на уроки, не увеличивается. Потому этот недостаток педагоги восполняют огромными домашними заданиями, создавая детям немало трудностей. Рождается логический вопрос: почему мы заставляем учить детей информацию, а не учим работать с ней? 

В среднем, на добросовестное выполнение домашнего задания у учеников старших классов уходит 5-8 часов. Это же еще одна рабочая смена каждый день! Естественно, с такими нагрузками дети просто перестают выполнять задания. Они защищают себя от учителей и от системы образования в целом.

Знаете что такое закон прогрессивного невнимания? Это когда лектор проводит свою лекцию, то первые 10 минут для слушателей длится как 10 минут, последующих 10 – как 20, и т.п., а в конце, если ничего преподаватель ничего не изменит, у слушателей просто отключается внимание. Так и с выполнением домашних заданий. В начале все его делают, их усталость накапливается до определенного момента, а потом они просто перестают его выполнять. И это понятно, так как жизнь состоит не только в учении уроков.

Нельзя делать этого, нельзя превращать жизнь школьника в непрерывное учение. Таким образом, педагоги лишают его права иметь личные дела и интересы. Сейчас же главной задачей, поставленной министерством, является индивидуально-личностное развитие ребенка,  а не побитие рекорда по количеству выученных стихов, формул или правил.

Уважаемые педагоги, поймите и примите это как должное: у подрастающих детей, личностей, не может быть главным в жизни изучение вашего предмета. Для детей этого возраста есть много чего важного, кроме этого самого предмета.