Семья и школа - первичная воспитательная среда
01 ноября 2013

В воспитании детей в семье есть несколько важных факторов: целостность семьи (снижение разводов, воспитание в неполных семьях), умение заботится о старших (правильное, уважительное отношение к родным), роль матери как самого близкого человека и, наконец, подготовка ребенка к созданию собственной семьи. Перефразируя слова известного воспитателя, можно сказать, что воспитанием должны заниматься родители вместе с педагогами.

В школе должны знать и соответствующе реагировать на все особенности и события, происходящие дома у ребенка. Среднестатистическая российская семья - это родители и дети (два разных поколения). Семьи могут быть неполными, полными, не везде все благополучно. Везде имеются свои особенности, формирующие основные позиции для воспитания детей. Так, для родителей, являющихся вебмастерами, программистами или фрилансерами, рабочее место – дом, и главный инструмент – компьютер. Работа в интернете, как правило, требует особого внимания и значительных временных затрат. Такой семье нужно помочь организовать совместное проведение досуга, желательно вне дома. Вообще, нельзя сказать однозначно, как должна проходить работа с семьёй. Это зависит от квалификации и опыта педагога, его интуиции. Он должен правильно проанализировать ситуацию, сложившуюся у детей дома и постараться дать правильный совет. Классному руководителю часто приходится узнавать, кто из родителей больше воспитывает ребёнка, обычно эти занимается мама.

Родители в современных семьях, как правило, имеют высокий образовательный уровень, но и как следствие большую занятость на работе. Такое обстоятельство выдвигает перед школой новые проблемы. Все меньше уделяя внимания ребенку, родители стали предъявлять более высокие требования к школе. В этом случае преподавателям следует сотрудничать с родителями для оказания взаимопомощи. Педагог должен выстроить отношения с родителями, беря во внимание их психологические особенности и запросы. Подход следует осуществлять индивидуально, рассматривая семью, с точки зрения ее структуры, круга интересов, досуга и возможностей. Например, в одной семье педагог видит, что родители начитанные, в доме много книг, ребенок обсуждает со взрослыми прочитанное, у него заботливо оборудована спальня, а в другой семье совсем другая обстановка – у малыша даже нет места, где бы он смог сделать уроки.

Школа должна активно привлекать родителей к воспитательному процессу, взаимодействуя с ними. Педагогу следует чаще привлекать маму и отца ребенка для организации кружков, спортивных секций и праздников.