Воспитание культуры речи
04 ноября 2013

Одна из главнейших задач школы - воспитание навыков культуры речи учащихся. Непрерывное формирование культуры устной русской речи является одним из важнейших направлений работы школы по развитию речи.

Наглядно проиллюстрировать сложившуюся ситуацию может обычная газета. Откройте раздел частных объявлений и увидите, что ошибок нет разве что в объявлении типа «куплю квартиру в чехове».

Нужно внушать учащимся мысль, что уровень владения речью – это главный показатель культуры человека. Детей следует обучать нормами русского языка, уделяя этому внимание не меньше чем нормам правописания. Школьник должен отождествлять такие понятия, как культура речи, культура и культурный человек. Выпускник школы должен иметь сформированное стремление овладеть грамотной нормативной русской речью, что бы быть культурным человеком.

Современная лингвистика разделяет речевую культуру человека на два уровня - низший и высший. При этом низший уровень – это первая ступень овладения языком, выражающаяся в достаточно правильной речи с соблюдением норм литературного русского языка.

Речь человека будет правильной, если в ней отсутствуют ошибки в произношении, в образовании и употреблении форм слов, а также в построении предложений. Но этого мало. Несмотря на свою правильность, речь может быть плохой и не соответствовать целям общения. В понятие правильной речи входит как минимум такие признаки как богатство, выразительность и точность.

Высокий уровень культуры речи -  это обязательная составляющая культурного человека. Каждый из нас должен совершенствовать свою речь, для этого необходимо следить за собой, не допускать ошибок в употреблении словоформ, в произношении и в построении предложении. Необходимо постоянно наполнять свой словарь новыми словами, учиться подстраиваться под собеседника, уметь выбирать подходящие для каждой беседы слова и конструкции.

К сожалению, речь многих учащихся бессвязна и логически непоследовательна, как правило, содержит стилистические ошибки и невыразительна.