Технологии педагогики по сбережению здоровья 05 ноября 2013
Здоровье человека – это одна из самых актуальных тем для разговора, но с введением новых ФГОС оно приобрело первостепенное значение. Специалисты всерьез обеспокоены состоянием здоровья российских школьников. Прямым подтверждением неблагополучия являются статистические данные, показывающие, что здоровье современных школьников ухудшилось по сравнению с их ровесниками 30 лет назад. При этом значительное повышение показателей заболеваемости происходит в возрастные периоды, когда ребенок получает общее среднее образование.
Проблема укрепления и сохранения крепкого здоровья школьников является одной из самых главных медико-биологических и социальных задач, стоящих перед государством. Успешность воспитания и обучения школьников во многом определяется состоянием здоровья, адаптивными и функциональными возможностями организма ребенка.
Чем педагоги могут помочь своим ученикам? Необходимо обеспечить учащимся возможность сбережения здоровья на весь период школьного обучения, дать им знания, привить умения и навыки целесообразности здорового образа жизни, научить пользоваться полученными знаниями.
Можно сказать, что здоровьесберегающая технология в образовании является организацией учебно-воспитательного процесса, не наносящей вреда здоровью учеников и педагогов. Здоровьесберегающие технологии направлены на устранение таких проблем как:
неверная организация школьного питания (статистика показывает, что у 90% школьников наблюдается дефицит необходимых продуктов питания в рационе);
низкая физическая активность учащихся;
неучастие семьи в решении проблем укрепления детского здоровья;
отсутствие в школе медицинских услуг, а также социального и психологического консультирования.
Большинство проблем со здоровьем учащихся появляется и решается в ходе ежедневной воспитательной работы учителей. Потому учитель должен найти способы для сохранения и укрепления здоровья учеников.
Основным структурным звеном в работе педагога, помогающим сохранить здоровье, является урок. Педагог должен следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм в классе (оптимальная температура, чистота и свежесть воздуха, освещение класса и доски); следить за осанкой учащихся; проводить физкультминутки (обычно проводятся под музыку и направлены на снятие усталости с глаз, а также восстановление мозгового кровообращения и т.д.).
Следует проводить соответствующую работу и с родителями. Не секрет, что автомобильный парк в нашей стране увеличивается стремительными темпами. Многие родители стремятся купить автомобиль, например, Honda Accord бу, а то и два. Видя пример родителей, учащиеся с детства привыкают к тому, что пешие прогулки заменяются автомобильными поездками. Привить любовь к спорту и физической активности можно с помощью тематических классных часов и внеклассных мероприятий с привлечением родителей.