Формирование у учащихся исследовательских навыков
05 ноября 2013

Процесс познания на любом этапе жизнедеятельности человека направлен на удовлетворение потребностей, возникших в связи с получением новой информации, и практическим приложением этой самой информации. В эру научно-технического прогресса приоритеты развития национальной государственной политики требуют производить подготовку учащихся таким образом, чтобы она шла в ногу с современными тенденциями,  обеспечивая конкурентоспособность страны на мировом рынке.

В этом плане физика как учебный предмет входит в основные компоненты образовательного пространства, без освоения которого учащиеся не смогут полноценно решать задачи, ориентированные на творческое развитие личности и приложение интеллекта в дальнейшей практической деятельности.

Учеников, изучающих физику, можно условно подразделить на три группы с различными уровнями знаний: общекультурная, прикладная и творческая. Но для каждого уровня определяющим должен быть именно активный преобразующий характер познавательной деятельности учеников, продвигающий детей вперед на каждом занятии.

Проведенный анализ показал, что школьники изучают физику намного охотнее и быстрее «схватывают» материал, если им даются на самостоятельное выполнение физические опыты, демонстрируются эксперименты, проводимые учителем. Таким образом, преподаватель добьется больших результатов, если будет фиксировать интерес школьников на экспериментальных заданиях. Такие выводы нельзя назвать неожиданными,  ведь физика имеет экспериментальный характер.

Формирование навыков исследовательской деятельности развивается в ходе выполнения лабораторных и практических работ, организации любых форм учебных занятий, где активное участие принимают учащиеся.

Вначале школьников следует познакомить с алгоритмами выполнения работ, объяснив общие принципы экспериментального познания и методологии. Нужно учить ребят самостоятельно ставить опыты и наблюдать за экспериментом, вести исследование. В этом случае последующие подобные задания станут приносить все большие плоды.

Выполнение творческих заданий требует от учащихся самостоятельной тщательной проработки материала. Применение информационных технологий поможет организовать такую деятельность. Как правило, работу над проектом поручают одному человеку либо небольшой группе учащихся. Результат проекта должен воплотиться в отчете о работе.

Навыки, полученные в ходе такого обучения, пригодятся детям в дальнейшем, при обучении в ВУЗе и профессиональной деятельности, какое бы направление работы они ни выбрали – наука и образование, промышленная и экологическая безопасность, прикладные исследования и пр.