Семья и школа: педагогическое сотрудничество
08 ноября 2013

В процессе воспитания ребенка семья может играть как позитивную, так и, к сожалению, негативную роль. Положительное влияние на детскую личность трудно переоценить: никто не будет так самоотверженно любить, и заботиться о ребенке, как его близкие.

С другой стороны, неблагополучная семья может нанести значительный вред маленькому человеку. Полная счастливая семья, в которой родители стараются дать своему чаду все самое лучшее – это залог успешного будущего малыша.

Для комфортной счастливой жизни детей, успешного развития их личности требуется продуманная воспитательная система школы, ориентированная на продуктивное сотрудничество с родителями учащихся.

На практике результативный тандем семьи со школой весьма проблематичен. Нередко ребенок рассказывает родителям искаженную информацию о реальной школьной жизни, о его отношениях со сверстниками и учителями, отметках. Школьник слишком эмоционально воспринимает случающиеся события, пропуская их через призму своего мировосприятия и небольшого жизненного опыта. Именно поэтому такого рода сведения не всегда можно назвать объективными и справедливыми.

Уставшим от работы родителям не хватает времени или даже желания разобраться в сложившейся ситуации и конструктивно помочь в проблеме ребенка. Они чаще всего отмахиваются от подобной информации, либо начинают обвинять других людей (директора, классного руководителя, учителей и одноклассников) в бедах своего малыша. Такая реакция семьи становится серьезной помехой для установления продуктивных взаимоотношений между семьей учащегося и школой. Еще одной характерной особенностью современной семьи является попытка родителей сэкономить свое личное время, устраняясь от помощи ребенку, и пытаясь компенсировать это такими средствами как, например, сборники готовых контрольных работ, готового домашнего задания и т.п. Разумеется, такая подмена неравноценна, но в обозримом будущем можно прогнозировать лишь увеличение доли таких семей.

Главными составляющими воспитательного сотрудничества школы и родителей можно назвать следующие:

 защита прав детей в различных общественных организациях;

контроль условий жизни ребенка в семье;

проведение родительских собраний (семинаров,  конференций);

групповая и индивидуальная консультативная работа с родителями;

привлечение активных ответственных родителей к участию в организационной работе школьных кружков и мероприятий;

систематическая плановая работа с неблагополучными родителями, а также семьями, состоящими в так называемой «группе риска»;

деятельное привлечение родителей к участию в организации разнообразной и интересной вне учебной деятельности учащихся.

Духовное родство близких ребенка и школы, общность их интересов и педагогических требований –  это залог положительных результатов в воспитании школьников.