Виды учебных интернет-материалов
17 ноября 2013

Изобилие информации во Всемирной паутине очень затруднило поиск качественных обучающих материалов. Для продуктивного использования информации, а также для удовлетворения нужд системы образования были разработаны специальные учебные Интернет-материалы, основная цель которых состоит в обучении школьников работе с ресурсами Сети. 

Познавательная деятельность учащихся может развиваться с помощью Интернета при условии, что они будут грамотно использовать его ресурсы. Помощь в этом им могут оказать такие Интернет-материалы как:

1.    Хотлист. Это список ресурсов Сети (сайтов) по определенной теме. Его нужно просто создать, и он обязательно пригодится в процессе обучения. Все что нужно – ввести нужное нам слово или фразу в одну из поисковых систем Интернета, а она сама сформирует нам хотлист в зависимости от нашего запроса. Допустим, при определении оптимальных условий сна школьников возник вопрос, какой матрас для сна наиболее подходящ. Найти решение очень просто – введите запрос «матрас для сна» в строку поиска. Тот список, который получит пользователь, и называется хотлист.

2.    Мультимедийный скрэпбук – коллекция мультимедийных ресурсов, содержащая адреса не только текстовых файлов, но и ссылки на фотографии, аудио- и видеофайлы. Все представленные в скрэпбуке файлы можно скачать без особого труда и использовать в учебном процессе в качестве информационного материала.

3.    Охота за сокровищами (treasure hunt) – по своей структуре очень напоминает хотлист, то есть содержит ссылки на различные информационные ресурсы. Единственным отличием является наличие информации по содержанию сайта в каждой ссылке.

4.    Сабджект-сэмпл (subject sampler) – этот вид Интернет-ресурсов очень похож на скрэпбук, так как тоже содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы. Однако после изучения каждого вопроса по теме ученику нужно ответить на один вопрос. Обучение составлено так, что недостаточно просто ознакомиться с имеющимися материалами, а важно выразить свое собственное мнение, максимально аргументировав его. Стоит сказать, что на таких ресурсах активность учеников довольно высока, а при работе с ними лучше использовать метод групповой деятельности.

5.    Вебквест – пожалуй, самый сложный из всех типов, так как совмещает в себе компоненты всех вышеперечисленных материалов. Его использование предполагает проектную работу с учащимися. Для начала учитель должен отобрать ресурсы Сети по конкретному вопросу для каждой группы учащихся, которая будет задействована в проекте. Затем он делит учеников на группы, проводит поверхностное ознакомление учеников с материалом и раздает индивидуальные задачи. После выполнения заданий группами и их обсуждения, преподаватель должен их переформировать так, чтобы в каждой находилось по одному участнику из первичной группы, и продолжить изучение вопросов. Вебквесты рассчитаны как на кратковременную, так и на длительную работу. Стоит отметить, что во время выполнения вебквеста все учащиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.