Методика дифференцированного обучения в школе
17 ноября 2013

Методика дифференцированного обучения не является новым явлением в системе образования, но ее важность подчеркивается даже сейчас. Если провести общий анализ по практике применения дифференцированного метода обучения в образовательных заведениях, можно сделать вывод, что его использование в разы увеличивает заинтересованность учеников в предмете, а также улучшает усвоение знаний и успеваемость. 

При использовании дифференцированного метода важно, чтобы задания для ученика подбирались индивидуально, тогда будет происходить максимальное развитие познавательных интересов учащихся, а продуктивность увеличится за счет повышения их сложности. Но какой бы сильной и совершенной ни была методика обучения, ее эффективность определяется степенью осознания потребности в получении знаний конкретным учеником.

Преподавателю нужно стараться мотивировать учеников к запоминанию информации, вовлекать каждого в активную познавательную деятельность. Помочь тут смогут различные творческие задания, которые позволяют применить знания на практике; увлекательное изложение новой темы с использованием исторического материала; акцентирование внимания на конкретных моментах и т.п. Нужно использовать и мотивы, которые подталкивали бы учеников к осознанию своей значимости (для общества и для себя), возникновению интереса к материалу, а также желания и ощущения потребности в повышении своего интеллекта. Так, при изучении темы «Обработка металлов» учитель технологии может предложить учащимся не только прочитать параграф учебника и выполнить конкретное изделие, но и рассмотреть устройство фрезерного станка, историю его изобретения и совершенствования, ответить на вопросы, возникающие при необходимости купить станок фрезерный и т.п. Создание части учебных материалов для такого урока можно и нужно доверить учащимся.

При работе с учениками, которые не наделены большими умственными способностями, нужно концентрировать внимание на связи обучения с жизненным опытом, стараться поощрять таких учеников даже при небольших достижениях.

Для успешной реализации дифференцированного метода в учебном процессе, нужно давать ученикам выполнять индивидуальные задания различной степени сложности. Но дифференцированный метод не стоит использовать без других методов работы,  коллективного, например. Кроме того, дифференцированное обучение подойдет не для каждого урока. При составлении плана урока, на котором будет использован вышеупомянутый метод обучения, стоит проявить творческий подход, учитывать конкретные условия, действовать комплексно. Если педагогу необходимо изготовить дополнительные материалы на урок, стоит привлечь к этому других учеников, заинтересовать их.

К домашнему заданию так же нужно применять дифференцированный подход, причем сам ученик должен выбирать уровень сложности этих заданий, то же касается и контрольных работ. Подготовьте несколько вариантов заданий, и пускай сам ученик выбирает уровень сложности. Это позволит учащимся научиться правильно оценивать свои возможности.

Дифференциация учебного процесса является важным условиям для улучшения навыков учащихся и уровня овладения знаниями. Она предполагает рациональное использование интеллектуальных способностей каждого ребенка, поэтому является одним из самых основных методов повышения эффективности обучения. Дифференциация учебного процесса может быть осуществлена только при создании педагогом определенной системы в своей работе.