Групповая работа на уроке
18 ноября 2013

Учебный процесс представляет собой тесное взаимодействие между учеником и учителем, а нередко и только между учениками. Педагог оказывает воздействие на учащихся с помощью интонации, мимики, жестов, дети же стараются воспринять эти воздействия, среагировать на них. В дальнейшем, учитель старается изменить содержание и форму этого воздействия для эффективности своей работы.

Групповая работа – это, прежде всего, взаимодействие учеников между собой, их совместная и согласованная деятельность. Такой метод широко используется на всех этапах образовательного процесса, среди учреждений, его использующих могут быть и прогимназия, и общеобразовательная школа, и учреждения средне-специального/высшего образования, даже автошкола.

При групповой организации работы, прямого контакта с учителем нет, так как он не вмешивается в работу групп (только при крайней необходимости). Всей работой группы (или групп) педагог руководит еще до начала работы в устном или письменном виде. Если учитель принимает решение включиться в работу группы, проводит общение с 3-5 учениками, потому оно будет более личностным, нежели при фронтальной работе.

Групповая работа может быть дифференцированной или единой. При дифференцированной работе группы выполняют разные задания в рамках одной темы, а при единой – у всех одинаковое задание. К слову, при этом и индивидуальная работа становится более эффективной, так как ребенок начинает усваивать материал с учетом на дальнейшую групповую работу.

Для управления деятельностью групп, преподаватель должен знать, какие у группы возникали ошибки, в процессе выполнения задания, насколько полно она раскрыла тему за отведенное ей время. Представление о том, как каждая группа справилась с заданием, учителю нужно при переходе к фронтальной работе. Частично, эту информацию педагог может получить при наблюдении за группами в процессе работы, ну а полностью уже только после начала фронтальной работы.

Для подготовки класса к групповой работе преподаватель обязан глубоко изучить материал по теме, подобрать как можно больше дополнительного материала, составить план занятия, определить форму работы учащихся, а так же задания, в зависимости от формы работы.

При помощи групповой формы работы можно выполнять задачи воспитательного и дидактического характера. Если учение сопровождается желанием и стремлением, то успехов могут добиться даже те учащиеся, которые не обладают особенными умственными способностями. Но, с другой стороны, дети в высокими умственными способностями могут и не показывать хорошие результаты по успешности, особенно если у них плохо развита саморегуляция.

Основой для формирования способностей, необходимых для саморегуляции, является работа и общение в коллективе. Адекватная оценка своих сил и предъявление к себе требований возможна лишь при сравнении с чужими знаниями и результатами. Фронтальная и индивидуальная работа, в отличие от групповой, не дает такой возможности, потому как участник групповой работы может «на месте» познакомиться с результатами своих соучеников. Групповую работу можно также считать предпосылкой для установления внутренних личностных взаимоотношений. Такой метод работы позволяет ученику быстро выявить все свои возможные ошибки, а при их наличии, моментально получить помощь от других учеников или же учителя.

При повторении пройденного материала групповая форма работы позволяет добиться максимальной активности всех учеников, открывает возможность ученикам использоваться все свои приобретенные тематические знания. Групповая работа создает более широкую и крепкую опору для формирования новых знаний и понятий при изучении нового материала.