Суггестивное обучение
25 ноября 2013

Суггестивное обучение (лат. suggesio - внушение) - это относительно новая система обучения, которая использует средства внушения с учебно-воспитательной целью.

Технология суггестивного обучения базируется на расширении скрытых возможностей человека, что в свою очередь позволяет углубить и сделать более эффективным учебный процесс. Кстати, такие направления как суггестопедия и релаксопедия стремительно распространяются среди отечественных педагогов, в том числе и среди преподавателей вузов, находя применение, в том числе, и при подготовке ряда квалифицированных специалистов, например интернет маркетолога, курсы которых так популярны.

Суггестивное обучение достаточно широко используется в методике преподавания многих школьных предметов, особенно иностранных языков. Еще в 70-е годы XX века болгарский врач-психиатр Г.Лозанов предложил своеобразную технологию суггестивного обучения - целенаправленное внушение на основе релаксации (расслабления, уменьшения напряжения) в обычном состоянии сознания, приводящее к возникновению эффекта гипермнезии (сверхзапоминания). Ученый создавал на своих занятиях своеобразный «концертный» настрой при помощи образов, мимики, музыки и других средств.

Технология Г. Лозанова основывается на следующих принципах:

отсутствие зубрежки;

обучение без переутомления;

основой обучения является мотивация и познавательный интерес учащихся;

проведение обучения крупными блоками;

комплексность выполнения задач.

Практическое использование этой технологии обучения показало, что каждый ученик способен запомнить гораздо больше информации, чем во время традиционного обучения. Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если эти знания не находят постоянного применения, они быстро исчезают. Очень важно, что релаксопедия является активным методом усвоения учебной информации.

Проблемы применения релаксопедии в 70-е гг. исследовали российские ученые А.С. Либих, Е.Г. Рейдер, И.Е. Шварц. В основном, эти работы касались преподавания иностранных языков.

Структура релаксопедичного урока

Предварительное ознакомление с новым материалом, осознание его учениками, формирование зрительных и слуховых связей (5-7 мин).

Введение ученика в состояние релаксации (7-10 мин).

Релаксопедичное усвоение новой информации. Создание устойчивых звукомоторных образов (20-25 мин).

Завершение релаксопедичного сеанса («Я верю в себя», «Я хорошо запомнил материал»).

Выведение из состояния релаксации. Выполнение письменных заданий для проверки качества усвоения материала и творческих задач.

Следует отметить, что в состоянии релаксации целесообразно вводить информацию, которую необходимо воспроизводить на репродуктивном уровне.

Во время сеанса ученики сначала должны принять удобную позу (например, «позу возницы»), сосредоточиться на голове учителя, закрыть глаза. В течение 5 мин происходит вхождение в состояние физического покоя, затем - вхождение в состояние психического покоя, следующий этап - возникновение чувства тяжести и теплоты в правой руке.

Ввод необходимой для усвоения информации учитель проводит тихим, спокойным, уверенным голосом, интонацией выделяя основное; сложное нужно разместить в начале и в конце сеанса. Уместно использовать специальное музыкальное сопровождение, яркое художественное слово, образный язык. Во время сеанса ученики находятся в состоянии погружения в себя, уединения, не открывают глаз, могут шепотом повторять фразы, сказанные учителем. Сеанс обязательно должен быть завершен выводом учеников из этого состояния.

Более простым является использование такого метода, как «мини-Эрмитаж» (небольшое уединение ученика на уроке), что не требует ввода учащихся в третье и четвертое состояния релаксопедии (физического и психического расслабления с чувством тяжести и теплоты в правой руке и состояния полной релаксации). Запоминание происходит в обычном состоянии сознания, физического и психического покоя. Этот метод используется с техникой аутотренинга, он не составляет исключения даже для тех детей, которые склонны к психическим заболеваниям. Мини-Эрмитаж помогает сформировать целостные образы географических объектов, создав ситуацию присутствия, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся.