Как сохранить интерес к учебе у младших школьников?
26 июня 2013

Ни для кого не секрет, что маленькие дети, в большинстве своем, хотят пойти в школу. Своего первого «дня знаний» малыши ждут, как праздника. Однако в течение одного-двух лет обучения этот энтузиазм часто угасает. Что же становится тому причиной?

Проблема состоит в том, что, попадая в школу, ребенок не находит удовлетворения своим познавательным интересам, и мотивация к учебе вытесняется. Действительно, познавательный интерес ребенка начинает проявляться с момента освоения им речи; в основном этот интерес принимает форму бесконечных вопросов: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Куда делась бабушка после того, как умерла?» и тому подобное. Большинство таких вопросов носят этико-философский характер; ответы на них должны стать основой для дальнейшего формирования индивидуальной картины мира ребенка. Но, попадая в школу, юные философы совсем не получают ответов на свои вопросы; вместо этого им приходится заучивать бесконечные ответы на вопросы, совершенно для них не актуальные (такие как «Сколько будет два плюс два?» и «Отдельно ли пишется «не» с глаголами?»). В результате, ребенок чувствует себя обманутым и теряет интерес к школьным урокам; со временем это может перерасти в полную потерю интереса к учебной деятельности.

Как же решить эту проблему? Так или иначе, мы не можем отказаться от обучения детей основам грамматики и арифметики в пользу обсуждения только лишь насущных детских проблем.

Выход из ситуации предложил американский ученый М. Липман. Исследователь полагает, что для поддержания детской мотивации к учебе нет необходимости полностью перестраивать всю структуру школьного образования; достаточно всего лишь добавить один соответствующий курс. Результатом работы группы психологов и философов стало создание специального школьного курса «Философия для детей» (его адаптацию для отечественных школьников предложили московские ученые Н.С. Юлина и Л.Т. Ретюнских). Несмотря на серьезное название, курс детской философии включает в себя не работу со сложными философскими текстами, которая часто оказывается не по зубам даже многим студентам, а, в основном, дискуссионное обсуждение ряда морально-этических и мировоззренческих проблем на основе повестей, диалогов и рассказов, написанных специально для разных школьных возрастов. Идея состоит в том, что двух-трех уроков такого рода в неделю достаточно для того, чтобы поддерживать в школьниках стремление к знаниям о мире, причем с максимальным расширением сферы их узких интересов.

К сожалению, в реалиях отечественного образования не так просто может оказаться ввести в учебную программу новый спецкурс. Однако использовать некоторые элементы предложенной программы в ходе обычных учебных занятий кажется под силу думающему учителю. Результат не заставит себя долго ждать, и повышение мотивации к учебе будет здесь только «первой ласточкой».

 

Случайные статьи:

Портфолио дошкольника – что это?

Как правильно написать автобиографию?

Рекомендации для написания автобиографии

Как написать отзыв?

Как написать хорошее резюме?