Профориентация для особых выпускников
31 июля 2013

В нашей школе учились как дети с интеллектуальной недостаточностью, так и с трудностями в учебе и воспитании. Исходя из этого, я как педагог-психолог строю свою деятельность совместно с учителями-предметниками, учителями-дефектологами и классными руководителями. Координаторами нашей работы являются заместители директора по учебной и воспитательной работе.

Профориентационная работа начинается с планирования, обеспечения информационно-методической базы и непосредственно организационных мероприятий. Организационная работа проводится совместно с классными руководителями, учителями-дефектологами, социальным педагогом в течение всего учебного года. Основные мероприятия выпадают на март, когда в нашей школе проходит месячник по профориентации.

Наши ученики классов интегрированного обучения и воспитания активно посещают профориентационные мероприятия, особенно непосредственно перед поступлением. Правда, степень заинтересованности зависит от специализации учреждения. Так, вузы энтузиазма не вызвали (ученики реально оценивали свои возможности), а вот колледжи и лицеи - наоборот.

Но этим работа наших педагогов не ограничивается. Наиболее важной ее частью в свете допрофильной подготовки учащихся с ОПФР (особенностями психофизического развития), на мой взгляд, является трудовое воспитание. Этому способствуют как уроки труда, так и организация вторичной занятости школьников. Ученики старших классов с удовольствием посещают эти занятия и активно применяют на практике полученные знания. Периодически учат меня, как надо ухаживать за цветами, помогают поливать и пересаживать растения. Да и свое будущее некоторые из них связывают именно с тем видом трудовой деятельности, любовь к которой привила школа. Выяснить это мне помогли беседы с учениками и их профкарты, заполняемые каждый год всеми учениками нашей школы с 7 по 11 класс. Пока только два ученика с ОПФР попали в эту возрастную группу.

Я стараюсь помочь учащимся с ОПФР всесторонне изучить себя, свои профессиональные интересы и склонности, особенности. Чтобы помочь детям в профессиональном самоопределении, мы проводим профориентационные игры: "Мяч + профессия", "Кто есть кто", "Продавцы - покупатели", "Стрела жизни" и др. Стоит отметить, что этим ученикам часто трудно абстрагироваться, поэтому им особенно требуется направляющая и разъяснительная помощь психолога. В рамках психологического просвещения мы проводим беседы ("Будущее моими глазами", "Рынок труда Беларуси", "Путевка в жизнь"), семинары в форме круглого стола "Готов ли я к выбору профессии?».

Малыши тоже не остаются без внимания: с ними я проводила занятия "Профессия моих родителей", беседу "Мое хобби". Дети с удовольствием рисуют и активно обсуждают эти темы.

Кроме того, проводится работа с педагогами и родителями: индивидуальное консультирование, семинары для классных руководителей, выступления на часах информирования и родительских собраниях.

Но наша заинтересованность судьбой учеников с ОПФР не ограничивается рамками школы. Вот уже год мы осуществляем патронатное сопровождение двух наших выпускников. Еще во время учебы мы совместно с педагогом Натальей Геннадьевной Мокроковой оказывали поддержку и помощь, потому что эти подростки из-за сложившейся ситуации в семьях являлись будущими выпускниками с наименее положительным прогнозом социальной адаптации.

Поэтому, помимо всего вышеперечисленного, проводилась коррекционно-развивающая и просветительская работа, направленная на формирование активной жизненной позиции, коррекцию эмоционально-волевой сферы, развитие когнитивных процессов, развитие социальных навыков. Мы вместе с социальным педагогом, классным руководителем и медицинским работником школы в сотрудничестве с детским домом смешанного типа № 7 "СемьЯ" Минска оказывали сопровождение учащихся в получении заключений ВКК поликлиник с перечнем допустимых специальностей, в получении целевых направлений для дальнейшей учебы в учреждениях образования Минска.

В целом подготовительный этап патронатного сопровождения был проведен успешно. Сейчас проходит основной его этап. Мы поддерживаем связь с нашими выпускниками. Я консультирую их, стараюсь оказывать помощь в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Вместе с социальным педагогом и администрацией школы мы собираем статистические материалы об их жизнеустройстве, поддерживаем связь с учебными заведениями и предприятиями, где учатся и работают наши выпускники.

Таким образом, мы не только создаем базис для определения профессионального будущего учеников с ОПФР, но и помогаем им сознательно подойти к выбору своего будущего.

Светлана БЕГУН, педагог-психолог средней школы № 62 Минска.

 

Случайные статьи:

Составление портфолио учителя

Портфолио класса