Учебные портфолио
20 ноября 2010

В настоящее время в большинстве американских школ, где экзамены проводятся в форме тестирования, весь процесс обучения сводится к непосредственной подготовке к тесту. При таком подходе учащиеся не получают необходимые знания, а запоминают правильные ответы на те или иные вопросы теста.

Итог такого обучения:

·         Преподаватели не могут определить реальный уровень знаний учеников;

·         Учащийся не получает никакой пользы от подобной учебы и, нередко, просто не знает предметной области.

При тестировании для преподавателей остается неясной информация о том, каким образом производилось решение задачи, какими способами, осуществлялась ли проверка результатов и т.д.

Хотя на протяжении уже почти 30 лет в США активно ведутся разработки новых форм проверки уровня знаний учащихся, многие школы и сегодня активно используют стандартное тестирование, так как реальной альтернативы в настоящее время не существует. Отметим, что некоторые школы взяли на вооружение новую форму оценки достижений – учебные портфолио, речь о которых и пойдет в данной статье.

В чем основной смысл учебных портфолио?

Учебное портфолио в широком смысле этого слова – это форма и процесс создания учебных работ, на основе которых оценивается уровень знаний обучаемого в той или иной области. Анализ и оценка представленных в учебном портфолио работ производится не только по качеству, но и по количеству. Полученные результаты оценок работ позволяют наиболее полно увидеть всю картину, определить уровень знаний и основные пробелы в них, которые необходимо устранить в дальнейшем.

Различные авторы, публикующие статьи и книги, посвященные учебному портфолио, по-разному пишут определение «портфолио». Учебное портфолио – это:

 - Собрание (коллекция) работ ученика, которое позволяет полностью оценить его уровень знаний в той или иной области, увидеть, каким образом осуществлялось выполнение работы, какие были допущены ошибки. Анализ работ, представленных в учебном портфолио, позволяет увидеть прогресс в умениях и знаниях студента.

 - Коллекция учебных достижений студента по одному или нескольким предметам за определенный период времени (четверть, учебный год и т.д.).

 - Одна из форм оценки или самооценки учебных достижений ученика.

 - Антология учебных работ, при создании которой учащийся принимал непосредственное участие, включая самооценку всех работ и их тщательный анализ.

      Хотя трактовки учебного портфолио и различны, основной смысл таких определений сводится к тому, что учебное портфолио позволяет продемонстрировать прогресс в знаниях и умениях того или иного учащегося.

Цель учебного портфолио – демонстрация знаний, возможность ученикам показать, на что они способны, какие знания и навыки они приобрели за определенный период времени.

Учебный прогресс – основная задача учебного портфолио

Перед учащимися, впервые столкнувшимися с вопросами создания учебного портфолио, встает множество вопросов. Основные сложности при работе над портфелем учебных достижений заключаются в том, что не существует четкого определения портфолио, нет подробно описанных требований по оформлению, количеству работ и т.д. Все зависит от преподавателя, который устанавливает требования, хотя в большинстве случаев учителя положительно отзываются о внедрении новых пунктов. Нередко ученикам предлагают самим выбрать из представленного списка нужные пункты, на основе которых и будет создано учебное портфолио.

При оформлении учебного портфолио крайне желательно включить в него три основные элемента:

·         Сопроводительное письмо, в котором будут кратко описаны основные цели работы, а также предназначение и непосредственное описание работ;

·         Оглавление, в котором будут перечислены все элементы портфолио;

·         Заключительная часть с выводами и самооценкой, представленных работ.

Включение данных пунктов в свой портфель учебных достижений сделает его более привлекательным, а главное удобным для дальнейшего использования. Внешнее оформление портфолио строго не оговаривается и остается на усмотрение преподавателей и учащихся, главное, чтобы их было максимально удобно хранить при необходимости.

Накопленный опыт в данной области уже давно показал, что лучше всего применять сразу два вида учебных портфелей, один из которых предназначен специально для оценки, а второй рабочий.

Каким образом происходит оценка учебного портфолио?

Учебное портфолио в отличие от стандартных тестов оценивается не только качественно, но и количественно. Однако при оценке возникают определенные сложности. Основной проблемой является то, что невозможно установить определенный минимум и максимум по качеству и количеству работ, что приводит к тому, что «вес» оценки четко не определен.

Реальным решением этой проблемы является разделение работ в учебном портфолио на несколько категорий. В качестве примера подобного решения приведем пример, который уже применяется многими преподавателями в школах США.

Учебное портфолио делится на следующие категории:

·         Обязательные (До 40%), в которых располагаются контрольные работы, курсовые и дипломные проекты, а также итоговые работы за учебный год;

·         Поисковые (30-35%). В данную категорию следует относить максимально сложные и объемные проекты;

·         Внешние (5-10 %). В данном разделе необходимо собирать отзывы от других лиц и оценки по проделанным работам;

·         Ситуативные (15-20 %). В этой категории следует относить практические работы, выполненные по различным проектам.

Разделение учебного портфолио на категории – это только первый шаг,  далее общую оценку необходимо разделить в процентном соотношении по всем категориям. Следует помнить, что при добавлении дополнительных категорий, процентное соотношение может изменяться в меньшую или большую сторону. Приведенный выше пример – это лишь демонстрация возможностей оценки учебного портфолио, а не стандарт.

Помимо деления всех работ на категории, не последнюю роль в системе оценок учебного портфолио играют различные критерии, которые позволяют увидеть общий уровень полученных знаний и навыков за определенный период.

Наиболее значимыми критериями являются (данные критерии используют во многих американских школах, однако это не значит, что они являются единственными):

·      Математическое мышление ученика. Данный критерий позволяет определить развитость, рациональность и гибкость мышления в этой предметной области;

·      Умение решать различные задачи, применять различные способы решения и т.д.;

·      Прикладные умения. Способность ученика решать не только теоретические задачи, но и применять на практике полученные знания.

·      Грамотность письменного математического языка, а также навыки в изложении своих мыслей при письме;

·      Правильность оформления решений контрольных работ и задач. Способность при решении задач составлять графики, таблицы и т.д.

Основные уровни оценки учебного портфолио

Для получения итоговой оценки по учебному портфолио в американских школах используют четырехуровневую систему оценивания, позволяющую дать подробную характеристику портфолио и определить реальный уровень знаний и умений учащегося. Отметим, что данная система не является стандартом, и способы оценки могут быть другими, например, детальная оценка каждой категории портфолио или оценка по определенным параметрам.

Итак, можно выделить четыре уровня оценивания портфолио учебных достижений:

·      Слабый уровень. Данная оценка выставляется в случаях, когда невозможно или крайне трудно сформировать мнение относительно портфолио, уровня знаний и навыков обучаемого. Такая оценка может быть выставлена в случаях, когда в представленном портфолио имеются грубейшие ошибки, нерешенные задачи, слишком малое количество работ и т.д.

·      Средний уровень. Подобная оценка может быть выставлена портфолио, в котором выполнены только обязательные категории. В таком портфолио есть необходимый минимум для правильной оценки уровня знаний и навыков студента, но отсутствуют доказательства, что учащийся действительно полностью изучил предметную область и способен решить любые сложные задачи на практике.

·      Высокий уровень. Высокий уровень присуждается портфолио, в котором наглядно продемонстрированы грамотно решенные задачи, позволяющие сделать однозначный вывод, что ученик обладает отличными знаниями в предметной области и способен применять полученные знания на практике.

·      Самый высокий уровень. Подобная оценка присуждает тем портфолио, по которым можно четко сказать, что ученик не только обладает очень достойным уровнем знаний в предметной области, а также в других областях, но и имеет определенное мышление, позволяющее без проблем решать любые задачи. Помимо знаний, ученик смог оригинально, а главное очень красиво оформить свое учебное портфолио.

В американских школах данный метод оценки учебных портфолио соответствует количественным отметкам:

  • слабый уровень - D (неудовлетворительно);
  • средний уровень - С (удовлетворительно);
  • высокий уровень - В (хорошо);
  • самый высокий уровень - А (отлично).

Недостатки и преимущества учебного портфолио

Прежде, чем рассказать об основных преимуществах применения учебных портфолио, поговорим о недостатках.

Одним из наиболее весомых недостатков является постоянная учеба учителей по повышению своей квалификации. Это является недостатком лишь отчасти, так как полученные знания еще никому не мешали. Внедрение данной формы оценки уровня знаний учащихся потребует не только от учеников прикладывать серьезные усилия для достижения необходимого уровня знания, но и от преподавателей. Готовность и желание преподавателя постоянно самосовершенствоваться позволит максимально быстро внедрить эту систему.

Сложность правильной оценки. Этот вопрос мы уже рассматривали в данной статье, поэтому назвать сложность оценки недостатком можно лишь отчасти. Грамотно разработанная система оценивания портфолио, позволит действительно правильно оценить уровень знаний и навыков.

Сокращение учебного времени – это действительно один из существенных недостатков, так как для работы над портфолио требуется значительное количество времени и сил.

Нет четкого определения ориентации оценок, так как необходимо четко определить широту знаний, глубину, качество и количество работ. Конечно, на первом этапе формирования этой формы оценивания знаний преподавателям будет довольно сложно правильно оценить портфолио, но это лишь трудности, которые можно всегда преодолеть.

По большому счету внедрение учебных портфолио не имеет больших недостатков – это всего лишь трудности, которые всегда возникают при работе с чем-то новым. Учебные портфолио – это большой, хоть и достаточно сложный, шаг в развитии системы образования.

Хотя целью данной статьи и было рассмотрение всех особенностей и преимуществ внедрения учебных портфолио, мы еще раз коротко их перечислим.

И так, учебное портфолио имеет следующие достоинства:

·         Портфель учебных достижений позволяет объединить не только качественную, но и количественную оценку воедино, благодаря анализу всех представленных в портфолио работ;

·         Внедрение учебного портфолио сможет раз и навсегда разделить все составляющие учебного процесса: оценку, обучение и преподавание;

·         Благодаря портфолио ученики могут не только получить оценки, но и самостоятельно оценить свою работу, проанализировав ее. Другими словами ученик не только выполняет работу, он выполняет анализ и самостоятельно оценивает каждый свой шаг;

·         Появление портфолио сблизит преподавателей и учеников, которым придется постоянно сотрудничать между собой для того, чтобы добиться реального результата;

·         Учебное портфолио позволяет сделать процесс оценивания непрерывным, так как нет необходимости в определенный период проводить экзамен, который не может дать объективной оценки знаний и умений;

Портфель учебных достижений (учебное портфолио) – это действительно реальная альтернатива стандартным тестам и экзаменам, которая способна существенно модернизировать всю систему образования, повысить его качество и общий уровень развития людей.


Случайные статьи:

«Портфолио ученика начальной школы»

Основные ошибки при создании портфолио

«Кому это нужно?» или Вся правда о подготовительных курсах

Программы по улучшению жилищных условий для учителей

Образование в Европе