Ритуальная педагогика
27 июня 2013

 

Ритуальная педагогика - одно из новых направлений в воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Эта методика завоёвывает всё большую популярность среди воспитателей детских садов и учителей начальных классов общеобразовательных школ. При помощи методов ритуальной педагогики гораздо легче добиться положительных результатов в поддержании дисциплины среди детского коллектива. С помощью ритуальной педагогики особенно успешно решаются задачи по социально-нравственному воспитанию, умственному и общефизическому развитию детей, созданию в детском коллективе дружелюбной атмосферы.

В чём же состоит её притягательность? Ритуальная педагогика позволяет намного усилить роль воспитателя или учителя в формировании личности ребёнка, создаёт более доверительные отношения между педагогом и детским коллективом, способствует укреплению авторитета педагога - легко и непринуждённо, без применения наказаний и морального давления на детскую психику.

Что же представляет из себя ритуальная педагогика? Нет, не пугайтесь - никаких плясок вокруг идола Великого Ктулху с человеческими жертвоприношениями или пения мантр в позе лотоса! Всего лишь ненавязчивая, но упорная целенаправленная работа по созданию внутри отдельного небольшого детского коллектива неких ежедневных обычаев и обрядов, необязательных к выполнению, но интересных и приятных для детей. Именно с помощью этих обрядов, зачастую выполняемых в игровой форме, и решаются педагогические задачи - причём решаются самими детьми, участвующими в ритуале, без вмешательства извне, зачастую неосознанно! Роль педагога сводится к правильному формированию направленности ритуала, чтобы каждый ритуал решал определённые задачи.

Как было уже упомянуто выше, ритуал в нашем понимании не имеет ничего общего с религиозными обрядами. Так же он не имеет ничего общего с рациональным мышлением. Ритуал - это некая совокупность действий, выполняемых ежедневно в строго определённом порядке для достижения какой-либо цели. Просто потому, что мы привыкли действовать именно так, и никак иначе. Вся наша жизнь, если всмотреться, состоит из тысяч и тысяч ритуалов.

Мы пьём чай по утрам, здороваемся с коллегами по работе, во время обеда употребляем блюда в последовательности первое-второе-десерт-напиток, дарим подарки близким на день рождения, выпиваем в праздники, перед сном принимаем душ и читаем книги, лёжа в постели. При движении в автомобиле останавливаемся на красный свет светофора, даже когда перекрёсток пуст, и можно проехать. Нам не нужно для этого вспоминать номер и текст определённого пункта ПДД. Мы привыкли к этому, мы выполняем ритуал.

Мир детей ритуален в гораздо большей степени. Они играют в футбол с мальчишками из соседнего двора каждый день, невзирая на погоду. Они выковыривают мясо из пельменей и едят только тесто, хотя с удовольствием употребляют в пищу шашлык. Старая драная куртка, которую ребёнок со слезами отказывается менять на новую, более красивую и модную. Плюшевый мишка рядом на подушке, сказка на ночь - без этого никак не заснуть. Нам, взрослым хорошо знакомы подобные коллизии. И непонятны с точки зрения «взрослой» логики. Вот на этом принципе и основана ритуальная педагогика - использовать данную особенность детской психики в решении воспитательных и образовательных задач. Если ребёнка ввести в мир ритуала, гораздо легче прививать ему понятия добра, любви к ближнему и всему миру, развивать его умственно, нравственно и физически, не тратя времени и сил на дисциплину.

Какие же ритуалы применять? Их придумаете вы сами, здесь ваша фантазия не должна быть ограничена ничем. Главное, это должны быть добрые ритуалы. В одной из коррекционных групп детского сада воспитатель прекратила бесконечные драки между маленькими бузотёрами простой фразой: «Мы боремся за мир!». Эту фразу дети произносили каждое утро хором перед началом занятий, после дневного сна, перед прогулками. Сначала вместе с воспитателем, а потом уже и сами без напоминания. И вскоре малолетние агрессоры перестали доставать друг друга и обижать более слабых детей в группе!

Ритуалы могут быть совершенно разные, но есть наиболее распространённые и эффективные - их немного, чтобы их запомнить и научить детей, много усилий не требуется.

Утренние ритуалы: улыбка при встрече, ласковые касания друг друга, пожелания добра и счастья всем людям на земле (можно хором, когда дети уже организованы к проведению занятия - перед его началом), чтение стихов, считалки, загадки. Похлопать ладошками над головой, разбудить солнышко, поздороваться с ним. Хороводы, физические упражнения в кругу (желательно на улице до завтрака)

Во время занятия: пальчиковая гимнастика, совместное придумывание сказки про любой предмет в группе или классе.

Во время прогулок: игры-поддержки - кто-то упал, расстроился или устал все должны подойти, погладить, шепнуть ласковое слово.

Дневной сон: перед сном - чтение стихов и сказок, пробуждение - с улыбкой.

Во время проведения ритуала можно ненавязчиво внушать детям базовые знания по предметам - математике, грамматике, ознакомлению с окружающим миром. каким образом - здесь поле вашей фантазии также ничем не ограничивается. Главное - это ваше доброе отношение к детям и искреннее желание научить их чему-либо.

 

Случайные статьи:

Применение электронных презентаций на уроках истории

Курсы английского языка объявляют набор

Август – горячая пора

Стать врачом

Медицинское образование в Европе