Применение электронных презентаций на уроках истории
18 августа 2013

 

Информационные технологии прочно вошли в образовательную практику и стали одной из характерных черт современного обучения. Использование медиапроектора или компьютера(ов) на уроках сегодня никого не удивляет, скорее, это стало обыденностью.

Однако многие вопросы практического использования информационных технологий в образовательном процессе, весьма актуальны. Это касается и применения на уроках электронных презентаций.

Как добиться наиболее эффективного результата? Какие формы работы использовать? Чем презентации могут помочь или помешать учителю истории? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.

Преподаватель И.А.Жук, делясь накопленным опытом на одном из профильных сайтов, предлагает следующие варианты работы с презентацией:

1. Презентация – основа урока. Использовать презентации можно и при изучении нового материала, и при закреплении уже пройденного, и при контроле полученных знаний. Примеры: презентация как дополняющая и иллюстрирующая слова учителя информация, презентация-игра или презентация-викторина, презентация-учебное задание.

2. Презентация – основа фрагмента урока. Не менее результативным будет применение презентации на одном из этапов урока (презентация-сообщение одного из учащихся, презентация-доклад учителя).  

3. Презентация – домашнее задание. Чтобы заинтересовать учащихся, в том числе и с низкой успеваемостью, можно поручить им создание презентаций на узкие темы в рамках изучаемого раздела. Примерные темы презентаций при изучении восстания Спартака:

жизненный путь одного из его соратников, например гладиатора Экомая,

основные гладиаторские школы Древнего Рима, их символика и традиции,

вооружение гладиаторов и прочее.

Эффект, получаемый при использовании презентации, зависит от ряда факторов, один из которых - организационный. Следует заранее озаботиться установкой медиапроектора, экрана или интерактивной доски, чтобы не тратить драгоценные минуты урока. Также важно определить ответственного из числа учеников, предоставляя учителю возможность полностью сосредоточиться на уроке, не отвлекая его, например, на переключение слайдов или смену презентации.

Второй фактор – технический. Презентация, какую бы роль в уроке ей ни отводил педагог, должна быть грамотно оформлена: четко структурирована, эффектно иллюстрирована, должным образом снабжена текстовыми комментариями. Согласитесь, если дизайн «режет» глаз, слайды изобилуют огромными «простынями» нечитаемого текста, а в качестве иллюстрации использованы отсканированные картинки из учебника, такая презентация заставит заскучать даже закоренелого отличника, не говоря уже о других учащихся.

Содержательный фактор тесно связан с техническим, но является наиболее важным. От того, насколько интересный и разнообразный подобран материал, зависит многое. И как бы красиво ни была оформлена презентация, без полезного для учащихся содержимого она будет «пустышкой», труд по ее созданию – неоправданной тратой времени.

Следует понимать, что презентации – всего лишь один из инструментов педагога. С одной стороны, игнорирование его потенциала может превратить урок в скучную и однообразную сорокаминутку. С другой, история – предмет гуманитарного цикла, и эффект презентации по ряду причин пока вряд ли можно сравнивать с живым словом учителя, яркой, образной и эмоциональной речью.

 

Случайные статьи:

Из чего состоит «Портфолио-9»?

Использование портфолио в начальной школе. Мотивы и цели