Использование портфолио в начальной школе. Мотивы и цели
20 февраля 2012

В наши дни начальная школа пребывает на стадии обновления и модернизации. Перед учителями стоит проблема выбора модели учебного процесса, а перед родителями – выбора той школы, в которой их ребенок получит не только стандартный багаж знаний, но и удовольствие от собственного обучения и личностного роста.

Современное образование становится более индивидуальным, направленным на возможность выбора в образовательном процессе для того, чтобы удовлетворить потребности будущего поколения. Исходя из этого, перед педагогами стоят задачи по изменению технологии и модели подачи знаний, а также их оценивание.

В этом подходе одной из составляющих является работа с портфолио ученика. Впервые об этой технологии заговорили в последнем десятилетии ХХ века в Соединенных Штатах Америки. Лучше всего эту идею подхватили и разработали в таких странах, как Великобритания и Австралия. В начале ХXI века информация о портфолио публикуют новости Украины, затем она становится актуальной и в России.

Портфолио представляет собой принцип сбора информации о каждом ученике, что включает в себя данные об их оценках по различным предметам, личных достижениях, участии в коллективной жизни класса и учебного заведения. Портфолио школьника должно хранить в себе только подлинные данные – это поможет объективно оценить ту или иную ступень развития обучающегося. Также оно должно проявлять способность ученика к самооценке, проведению анализа своей деятельности, большей инициативе в достижении учебного прогресса.

Портфолио используется для того, чтобы достичь определенного уровня развития ученика, оно помогает провести анализ потраченных трудовых ресурсов школьника, его возможности и полученный результат.

Портфолио представляет собой набор самостоятельных работ ученика, где могут находиться творческие работы, склонности к тому или иному виду деятельности, способность самостоятельно найти нужный источник информации.

Однако, стоит напомнить, что в данном подходе нет определенного перечня действий. На данном этапе преподаватель может выбрать сам (или при помощи родителей) те параметры, по которым будет прослеживаться учебный путь ребенка.

Главным преимуществом работы с портфолио является возможность в нужный момент проследить результаты ученика в период обучения, способность использовать полученные знания, поощрить интерес обучающегося к наукам.

Специалисты выделяют 4 этапа работы с портфолио в начальной школе:
- подготовительный;
- информационно-диагностический;
- аналитический;
- заключительный.

В перспективе, при использовании данных технологий поэтапно на протяжении всего периода образования, портфолио поможет выявить лучшие способности ученика, своевременно мотивировать его на пути к знаниям, более четко прописывать задачи конкретного ученика на протяжении определенного времени.

Основным и самым важным моментом в использовании портфолио является стимул к достижению определенных целей, мотивация на успех. Именно работа с портфолио помогает в решении этих задач, в получении того результата, который ставят перед собой как родители, так и учителя – высокий уровень образованности молодого поколения, с возможностью использования знаний в дальнейшей жизни.

 

Случайные статьи:

Как правильно написать автобиографию?

Как правильно оценить портфолио?

Мотивация в учёбе

Чем должно быть изучение иностранных языков?

Проекты на уроках технологии: деревянные двери, перегородки, элементы декора