Народные игры: из опыта работы детского сада «Подсолнух»
26 августа 2013

 

Богатейший игровой материал, созданный гением народа для детей, доказывает своеобразие культуры нации. Знание этого жанра фольклора (народные игры) одухотворяет ребенка, развивает его речь, способствует лучшему пониманию национального образа мира. Веселые игры и забавы с точностью передавались из поколения в поколение, они направлены на умиротворение сил природы, на передачу знаний, обычаев, мировосприятия, морали. Таким образом, они способствовали развитию у ребенка национального ассоциативного мышления, формировали его характер.

Народная игра имеет более или менее устойчивые правила, связанные с бытом и деятельностью людей. В игровой деятельности ребенка воспитываются эмоциональные ощущения, навыки общения с природой, черты национального характера, исконные добродетели - трудолюбие, юмор, воля и интеллект. Воспитатели детского сада «Подсолнух» на всем протяжении пребывания ребенка в детском саду могут легко и доступно использовать народные игры в общении с детьми. В игровых и хороводных песнях - синкретическом жанре детского фольклора - слова, мелодия, мимика, танцевальные движения и драматические действия тесно сочетаются между собой. Во время первого ознакомления с новой игрой воспитатели стараются передать детям чувство ритма, красоты образа, красочности языка.

Задача народных игр

В народных играх учебные задачи часто скрыты в подтексте и направлены на то, чтобы радовать детей и тем самым пробуждать их активность и творчество. Задача народных игр - дать детям здоровый отдых и развлечение, способствовать их творческой деятельности и стимулировать развитие положительных качеств характера. Игры можно проводить как в помещении, так и на открытом воздухе, во время физкультурных и музыкальных занятий, после занятий, на утренниках и вечерах развлечений, на экскурсиях и прогулках. Воспитатель, присматриваясь к каждому ребенку, должен определить, как он воспринимает свое настоящее «Я», какое состояние «Я» активизировано в данный момент, а также учесть его психофизиологическое самочувствие, выбрать удобное время для игры, уметь заинтересовать ею ребенка, не снижать красочности и эмоциональной насыщенности игры дидактической целью, выслушивать детские замечания или комментарии, учитывая имеющиеся потребности и запросы. Пусть ребенок веселится, радуется и играет. Сегодня воспитатель имеет возможность самостоятельно выбирать игровой репертуар, дополнять его оригинальными авторскими материалами, которые по содержанию, форме и способу проведения отвечали бы желаниям детей определенной возрастной группы, стимулировали бы их жизнедеятельность. При этом следует избежать непонятных для нынешней детворы игр, перенасыщенных диалектизмами или тех, которые в наших условиях утратили свое воспитательное значение.

В народной педагогике определены две группы детских игр.

Первая группа - это спонтанные игры. Они возникают сами по себе и часто являются подражанием действиям взрослых. Например, дети варят борщ куклам на обед (крошат березовые листья, подливают воду) или строят дом из брусочков, изготавливают игрушечную мебель, одежду (шьют рубашку, кофточку, платочки, платья), мальчики плетут куклам гамаки и т.д.

 Ко второй группе народных игр условно относятся игры, специально придуманные для развлечения. Они в основном содержат готовые правила, которые создавались веками и воспитывают в ребенке ловкость, решительность, самостоятельность. Обращаясь к достижениям прошлого, следует учитывать лучшие образцы методик дошкольного воспитания, ведь народные игры всегда занимали видное место в практической работе воспитателя. Это разные по форме проведения игры (коллективные, небольшими группами, парами, с мячом в различных своих комбинациях, на сообразительность, с фантами, с венчиком, лентой, веткой и многие другие).

 

Случайные статьи:

Из чего состоит «Портфолио-9»?

Использование портфолио в начальной школе. Мотивы и цели