Практический опыт создания сайта-портфолио психолога образования
17 февраля 2011

Практический опыт создания сайта-портфолио  психолога образования

 Краснощёкова Т.Н., педагог-психолог высшей категории

МОУ «СОШ №9» г. Искитим, Новосибирская область

Хороший результат редко бывает случайным. Чтобы бриллиант засиял и был по достоинству оценен, нужна предварительная работа ни одной пары человеческих рук. Так и в образовании:  если равняться на стандарт, не прикладывать особых усилий во взращивании талантов, то вряд ли засияют бриллианты!

Главный признак развивающей среды – формирование способности к творческому мышлению, которое характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. То есть, проще говоря, дети должны учиться, добывая знания самостоятельно, преобразовывая их в новый продукт творческого мышления.

Для развития успешности детей недостаточно просто хороших современных обучающих программ, нужны специально созданные условия – целая система всесторонней поддержки ребёнка. Такая система сложилась в моей практике за 20 лет работы в общеобразовательной средней школе.

Когда я познакомилась с программой «Конструктор школьных сайтов», то  результаты моей работы удобно разместились в рамках сайта «Практическая психология в школе» http://s_9.isk.edu54.ru/krasatn/ Он выполнен  как портфолио личных достижений. Разделы сайта названы тематически – в соответствии с направлениями.

Раздел Система развивающих мероприятий представляет план работы, описывающий весь годовой цикл развивающих занятий и конкурсов, складывающихся в систему и формирующих школьные традиции. Главное в системе – преемственность: в мероприятиях участвуют абсолютно все дети с 1 по 4 класс, задания конкурсов соответствуют возрастной категории и призваны  стимулировать у детей потребность в получении новых знаний. Благодаря символическим наградам разного достоинства («золотым», «серебряным», «бронзовым»), которые получают все, создаётся атмосфера «праздника знаний»,  появляется желание показать лучшие результаты и понимание, что для этого надо приобщаться к чтению справочной и развивающей кругозор литературы. Это завершённый проект, который представлен своими целями, задачами, программой, конкурсными заданиями и результатами, по которым, год за годом, можно отследить динамику развития учащихся.

В среднем звене этот цикл продолжается тематическими спецкурсами по психологии, содержание которых представлены в разделе Авторские программы Общешкольные мероприятия в рамках курсов также носят характер преемственности. Каждый учащийся, переходя в следующий класс, знакомится с новым курсом психологии, соответствующим  возрастным потребностям, постепенно повышает свою психологическую грамотность и социальную культуру.

Раздел Одарённые дети представляет  результаты работы по данной программе. Мультимедийные портфолио достижений, составленные и озвученные авторами с моей помощью,  –  один из вариантов проектной работы с одарёнными детьми.  Часто используя компьютер в своей практической работе, я убедилась, что он помогает и накапливать, и систематизировать, и наглядно представлять нужный материал. Эти же принципы я использую и на развивающих тематических занятиях-исследованиях в начальной школе. Как говорить с младшим школьником о формировании моральных качеств, о богатстве внутреннего мира, о душе? Помогают арт-приёмы: мы рисуем картины внутреннего мира  под музыку: о своих увлечениях, о семейных ценностях. Придумали имя для души – это Светлячок, который живёт у каждого внутри.  Мобильный класс ноутбуков помогает нам оформлять свои проекты, а затем и представлять их педагогам и родителям на интерактивной доске (а теперь ещё и в Internet!) Несколько таких проектов представляет раздел Творчество детей На этой страничке размещаются творческие работы учащихся начальной школы, выполненные в проектах («Моя семья», «Мой внутренний мир», «Мальчики и девочки глазами друг друга»). Наглядно демонстрируется, как психологическое исследование может стать интересным творческим проектом.

Проекты старшеклассников, конечно, отличаются большей серьёзностью. Подготовка к школьной научно-практической конференции занимает больше полугода. За это время учащиеся проводят полноценные исследования, оформленные по всем правилам проектной работы. Это интересные темы, как правило, актуальные в текущем учебном году: «Компьютерная зависимость», «Что такое успешность?», «Как мы отдыхаем?», «Неформалы», «Современные танцевальные направления в молодёжной субкультуре». Они представлены в разделе Научные исследования детей В работе над проектами мы используем разные методы: и социально-психологические опросы, и анализ научных текстов, и Internet-поиск данных для сравнительного анализа результатов исследований.

Журнал "Позитив" –  это особый, литературно-психологический, проект старшеклассников. Работая психологом 16 лет, никогда не забываю о своём первом педагогическом образовании – филологическом. За все годы работы в школе я не раз организовывала литературно-музыкально-театральные студии и клубы, названия для которых выбирали сами участники. Журнал «Позитив» – это первый  литературный опыт, все номера журналов размещены на странице сайта, а также распространяются среди педагогов и старшеклассников школы.  Разделы журнала: «Поэтическая страничка», «Интервью с творческим человеком», «Мой современник» и другие представляют жизнь школы в ракурсе современной молодёжи, а символическое название говорит о лейтмотиве наших публикаций. На странице раздела есть ссылка на программу спецкурса «Литературно-психологическое самовыражение», в рамках которого мы и творим.

С октября 2008 года – с момента появления сайта – я активный участник многих дистанционных конкурсов и обучающих тренингов, что служит возможностью и повышения квалификации, и профессионального самовыражения. Об этом рассказывает раздел Моя работа в сети.

А с октября 2010 года я создала единый сайт городского сообщества психологов "Позитивная психология на каждый день" Он служит и просветительской площадкой, и коллективным портфолио методического объединения психологов.

 

Программа элективного курса "Создание личностного портфолио учащегося" (автор Краснощёкова Т.Н.) доступна для загрузки здесь.

 

Случайные статьи:

Как сделать портфолио ребенку?

Общие положения о школьных портфолио

Родительское собрание: развивайте детей в игре

Отель Ле Вашофф

Август – горячая пора