Общие положения о школьных портфолио
04 марта 2012

Школьное портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, если рассматривать в широком смысле. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду индивидуализированных «аутентичных» оценок, которые ориентированы на новые формы оценивания, а также самооценивания.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные в основном на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, алгоритмических и фактологических умений и знаний, в частности экзамены и так далее.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: творческой, коммуникативной, социальной, учебной и другой. Оно является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных предметных областях».

Важной целью портфолио является представление отчёта по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания, опыт, умения.

Оценка тех или иных результатов (достижений), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, к которым относят: развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; поддержку высокой учебной мотивации школьников; формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, уже профильного обучения.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

В эксперименте по предпрофильной подготовке предлагается использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. В эксперименте предстоит опробовать различные модели портфолио, конкретные варианты которых будут разрабатываться и приниматься на уровне муниципальной образовательной сети.

 

Случайные статьи:

Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений

Цели воспитания. Школа Монтессори

Виды рекламы и ее практическое значение

Как работать студенту?

Применение таблицы Шульте при обучении чтению