Об электронном портфолио
21 ноября 2010

Глобальная сеть Интернет предоставляет огромные возможности людям. Благодаря многочисленным поисковым системам мы можем оценить актуальность темы, касающейся электронного портфолио. Например, Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) не так давно организовал конкурс, в котором предполагается создание уникальной системы электронного обучения и в том числе возможность создания собственного электронного портфолио.

Просмотр и анализ многочисленных сайтов, так или иначе сказанных с системами электронного обучения и электронного портфолио, наглядно демонстрирует, что каждый автор по-своему трактует определение «электронное портфолио».

Нередко встречаются авторы, которые под этим термином понимают набор документов, которые создаются на компьютере. Другими словами электронное портфолио является аналогом привычного бумажного портфолио, выполненного в электронной форме.

Одним из авторов электронное портфолио трактуется как одна из форм интернет-поддержки деятельности преподавателей. Автор этого описания убежден, что все преподаватели должны создать собственное портфолио, состоящее из учебно-методического пакета по той или иной дисциплине. В портфолио преподавателя находятся различные методические материалы по дисциплине, определенные практические задания, творческие работы и т.д. Более детально о данной трактовке электронного портфолио Вы можете узнать на сайте http://filippovatn.narod.ru/portfolio.htm.

Еще один автор дает другое определение портфолио: «Под электронным портфолио (веб-портфолио) следует понимать интернет-сайт, который создается студентом или учащимся для демонстрации своих личных достижений. Например, на таком сайте могут публиковать результаты участия в конкурсах или олимпиадах. (Информация предоставлена сайтом http://design.gossoudarev.com/portfolio.html).

Преподаватели Ижевского естественно-гуманитарного лицея № 30 активно ведут разработку системы электронного портфолио всех учащихся. Все личные достижения учащихся оформляются в виде интранет-страницы. На данной страничке будут расположены результаты деятельности и их оценка по нескольким направлениям: презентационному, учебно-предметному, информационно-технологическому и проектно-исследовательскому.

На сайте http://upr.1september.ru/2005/13/6.htm опубликовано интервью директора гимназии № 1 города Кирово-Чепецка, в котором говорится о том, что в планах гимназии создать для каждого учащегося отдельное электронное портфолио. Директор считает, что благодаря такой форме портфолио, все желающие, в том числе и родители школьников, смогут ознакомиться с достижениями детей и для этого нужно будет лишь зайти на персональную страничку в сети Интернет.

Мы разобрали наиболее известные трактовки термина «электронное портфолио». Теперь перейдем к следующему вопросу - что входит в состав портфолио?

Состав электронного портфолио

ГУ ВШЭ предлагает использовать три основные составляющие электронного портфолио: портфолио работ, документов и отзывов.

В состав портфолио работ входят подробные описания направлений учебной и творческой активности учащегося, а также различные работы (курсовые и дипломные проекты, исследовательские работы и т.д.). Также в этот раздел можно отнести награды в олимпиадах, конкурсах и курсах.

В портфолио документов входят только документированные достижения студента в образовании (грамоты, дипломы).

В портфолио отзывов выставляются оценки преподавателей, а также отзывы от учителей, одноклассников или работников образования. В данном разделе выставляются оценки не только школьных достижений, но и достижения во внеучебной деятельности.

Где хранить электронное портфолио

Вопрос хранения электронного портфолио до сих пор остается открытым. Если с бумажным портфолио учащихся все достаточно просто – оно должно создаваться и храниться в школе, то с электронным не все так просто. Конечно, если школа имеет собственный сайт, то проблем с этим не возникает, а если у школы нет собственного портала?

Школьные сайты

В настоящее время подсчитать количество школ, имеющий собственный портал практически невозможно. И проблема заключается не только в желании или нежелании руководства школ создавать собственные порталы, а в том, что в нашей стране данному направлению практически не уделяется внимания.

До последнего времени в большинстве школ даже не было выхода в глобальную сеть Интернет и только в последние годы этому вопросу стали уделять хоть какое-то внимание. Во многих школах были проведены линии связи для подключения к сети, но это решает проблему только частично, так как необходимо приобретение и сетевого оборудования, которое позволило бы не только обеспечить высокоскоростной доступ к сети, но и установить сервер, на котором будет круглосуточно поддерживаться работа собственного сайта.

23 декабря 2005 года было утверждено новое постановление правительства РФ за номером 803, в котором была описана Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Однако в этом постановлении практически не затрагивается вопрос создания школьных сайтов.

Ситуация на сегодняшний день такова, что крайне малое количество школ имеет собственный сайт на отдельном хостинге, ряд школ пользуется услугами бесплатных почтовых служб и хостинга, однако это связано с определенными недостатками. Во-первых – это постоянная реклама, крайне слабая техническая поддержка и небольшие возможности.

Компания Росбизнесконсалтинг в 2002 году объявила об открытии нового проекта, в котором планировалось обеспечение всех школ в России бесплатным хостингом и почтовыми услугами. Однако этот проект практически не принес никаких результатов и был очень быстро свернут.

Даже если предположить, что единый образовательный хостинг будет создан и каждая школа без проблем сможет создать собственный сайт, ожидания людей, которые хотели бы просматривать портфолио преподавателей и учеников вероятней всего не оправдались бы. Помимо хостинга и школьных сайтов необходимо было бы организовать целый каталог сайтов, в котором бы все желающие при помощи удобной навигации смогли бы просматривать портфолио учеников. Без этого найти определенное электронное портфолио будет также сложно, как найти иголку в стоге сена.

Единственным выходом из ситуации является решение не только технической составляющей, но методических и организационных вопросов. Одним из примеров реализованных проектов в Москве является сервер «Школьные страницы», где был создан каталог большинства московских школ и других учебных заведений.

Этот сервер наглядно демонстрирует, что при таком простом механизме любой желающий, может очень быстро получить доступ к информации об определенной школе. Создание подобного каталога электронных портфолио позволило бы получить доступ к необходимым работам. Однако в рамках всей страны реализовать это значительно сложнее.

Оптимальным вариантом для создания каталога школьных сайтов и портфолио является единый федеральный портал с четко организованной структурой. Но для реализации такого масштабного проекта требуется значительная помощь руководства в сфере образования на различных уровнях.

Единый образовательный портал

Единый образовательный портал – это реальная и, пожалуй, единственная альтернатива по размещению электронных портфолио на школьных сайтах. Подобное информационное пространство позволило бы разместить и четко структурировать необходимую информацию о школах всей страны.

Единый портал должен иметь четкую структуру: разделение по регионам, далее по областям, городам и т.д. В этом случае поиск необходимой информации будет очень удобным и в тоже время простым.

Обязательно потребуется установить четкие стандарты формирования электронного портфолио учеников, в противном случае в каждой школе портфолио будет иметь различный вид и оценивать работы станет невозможно.

Случайные статьи:

Экзамен в форме портфолио - альтернативный способ оценки

Портфолио для ученика младших классов

Как сохранить интерес к учебе у младших школьников?

Эффективные системы ультразвуковой очистки от компании ELMA

Анализ эффективности методов изучения языков