Цели и сущность портфолио, оценка портфолио
13 апреля 2011

В образовательных системах множества стран на протяжении уже многих лет самым эффективным средством оценки знаний учащихся является портфолио. Следует отметить тот факт, что портфолио используется практически на любых уровнях образования, начиная с начальных классов и заканчивая высшими учебными заведениями.

Портфолио – это одна из форм аутентичной оценки результатов работы ученика, которая осуществляет путем детального анализа созданного самим учеником продукта в ходе своего обучения, либо творческой или социальной деятельности. Исходя из данного определения, можно понять, что оценка по портфолио полностью соответствует практико-ориентированному обучению в любых учебных заведениях.

Помимо получения оценок за свое портфолио, ученик может самостоятельно оценить уровень своих знаний, а также тщательно спланировать свой процесс обучения и понять, в каких направлениях следует работать.

Портфолио является альтернативным способом оценивания, но при этом оно имеет массу преимуществ перед обычными экзаменами и тестами и позволяет решить одновременно две задачи:

1.      Оценить образовательные достижения учащегося (при необходимости дополнить данные результаты к результатам тестирования или обычного экзамена);

2.      Проследить уровень развития учащегося, выявить его наиболее сильные стороны и понять, какие знания ему необходимо получить в первую очередь.

Система оценки учащегося по портфолио строится исключительно на том, для каких целей оно предназначен, так как портфолио может оцениваться двумя способами:

  • Неформальное оценивание, в котором принимают участие педагоги, родители и даже другие ученики/студенты;
  • Формальная оценка достижений учащегося с учетом общепринятых показателей в образовательном учреждении.

Основная проблема внедрения портфолио в систему образования заключается в том, что существует достаточно большое количество моделей портфолио, предназначенных для решения конкретных задач, а также не существует единых требований по оформлению, видам, характеру и структуре работ для портфолио.

Процедура оценивания портфолио – это крайне сложный процесс, в котором принимают участие: сам ученик, который работал над проектом, а также преподавательский состав и в большинстве случаев родители. Давайте разберемся, как выглядит весь процесс оценки.

Вся процедура оценивания делится на две основные части – оценка письменной работы по проекту и устная презентация проекта.

Оценка письменной работы должна оцениваться по четырех балльной шкале с учетом следующих критериев:

1.      наличие в проекте собственной позиции ученика;

2.      каким образом осуществляется подача материала;

3.      насколько грамотно оформлена работа;

4.      наличие в проекте доказательной базы, объективных выводов и т.д.

Стоит отметить, что данные критерии оценивания письменной работы являются только ориентировочными, в различных образовательных учреждениях они могут изменяться. Мы же привели данный список критериев только в качестве примера.

 

Случайные статьи:

Как создать портфолио педагогу?

Немецкий организатор российской педагогики

Моноблочные ПК в обучении

Почва как компонент лесного биогеоценоза

Отдых в Карпатах на незабываемом климатическом курорте Яремче