Немецкий организатор российской педагогики
26 июня 2013

Николай Христианович Вессель родился в Петербургской губернии, в родовом имении под городком Лугой в 1834 году. И, по некоторым источникам, вместе с отцом (правительственным чиновником) успел до своего совершеннолетия объездить Новгородскую, Тверскую, Московскую, Нижегородскую, Владимирскую, Казанскую, Оренбургскую губернии. Зачем отец таскал за собой по командировкам юношу неизвестно, но такие вояжи позволили ему вплотную ознакомиться с укладом различных слоев населения и этносов огромной империи. Это, очевидно, определенным образом повлияло на мировоззрение будущего организатора образовательной отрасли России.

В 1855 году Николай Вессель окончил факультет восточных языков Петербургского университета (по другим данным - третью Петербургскую гимназию). Его пригласили на работу гувернером к князю Александру Горчакову, в то время государственного канцлера, министра иностранных дел России. Масштаб этой личности был значительным. В истории он известен как один из лучших дипломатов Российской империи. Канцлер должен был составлять доклады для императора по широкому кругу вопросов. Поэтому он и привлек молодого Николая Весселя, так сказать, «мониторить» состояние дел в российском образовании, перечитывать периодику и изучать по поручению Горчакова текущую документацию Министерства народного просвещения. Выяснилось, что молодой Вессель обладает аналитическими способностями, что предопределило дальнейшее профессиональное продвижение Николая Христиановича.

 Способность человека к аналитике, как правило, направляет его дальнейшую деятельность, например, к научной или публицистической сфере. Забегая вперед, скажем, что Николаю Весселю удалось приобщиться и к тому, и к другому кругу. И первым шагом к реализации возможностей для него стало участие в создании свободного от влияния официальных кругов образовательного журнала «Учитель». С него и началась педагогическая журналистика на территории Российской империи. Вессель выпускал журнал в тандеме с Иосифом Паульсоном, вскоре тоже несправедливо забытым талантливым педагогом. Их совместные усилия очень быстро дали результат: вокруг нового издания начали объединяться учителя, преподаватели с передовыми взглядами. Они хотели реформировать заскорузлую систему образования в стране, где господствовали церковно-приходские школы со всеми их «прелестями»: зубрежкой, воспитанием рабской покорности, розгами в виде «педагогического поощрения» к обучению и др.

 Параллельно с журналистикой Николай Вессель занимался научной работой. Ему хватало времени и на создание учебников и пособий, многие из которых не утратили своего значения и до наших времен. Например, «Опытная психология в применении к воспитанию и обучению» считается одной из лучших научных работ, написанных «на стыке» психологии и педагогики. А его двухтомное «Руководство к преподаванию общеобразовательных дисциплин» насчитывает более 1100 страниц и содержит подробный обобщающий исторический и теоретический материал о цели и содержании общего образования. Николай Вессель оставил после себя огромное количество научных работ. Но странным образом значительное количество статей, монографий и пособий по психологии были забыты несколькими поколениями потомков.

Когда царским Манифестом в 1861 году XIX века было отменено крепостничество, мало кто мог представить себе истинное, вселенское и мировоззренческое значение этого акта. Он должен был стать определяющим для всех сфер общественной жизни империи, которая задержалась в средневековье. При таких обстоятельствах определяющая роль была у образования, ведь пока философы спорили о будущем его устройстве, для него уже было необходимо готовить кадры. И не только чиновников для бесчисленных земских и городских контор и управ. Грамотных рабочих, технических специалистов младшего и среднего управленческого звена, вот чего крайне не хватало для дальнейшего общественного прогресса. Именно в те времена в России развернулась полемика между «классиками» и «реалистами». Причем последним пришлось еще долго доказывать, что опора на классическую гимназию с обязательной латынью, это путь к окостенению образовательной мысли. Что реальное, то есть общее образование должно включать в себя предпосылки для поиска, для развития индивидуальных личностных качеств, готовности приносить пользу государству современной профессиональной деятельностью. Николай Вессель досконально изучал европейский опыт (преимущественно немецкий, передовой по тем временам), пытался найти любые зацепки для переноса его на русскую педагогическую действительность. В 60-е годы его заинтересовала тема обучения ремеслу, то есть, профессионально-технического образования, как мы ее называем сегодня. Он подробно исследовал эту тему и в начале 80-х годов даже издал научную работу «Профшкола и обучение ремеслу». При этом он продолжал разрабатывать основы функционирования общего среднего образования и необходимость широкого ее введения в государстве. Кстати, именно он организовал основы восьмилетней школы, а впоследствии еще четыре года обучения, которые давали выпускнику право на получение свидетельства о законченном среднем образовании.

 Все свои идеи Николай Вессель, конечно же, преподавал на страницах журнала «Учитель». Но вскоре, в самом разгаре популярности этого издания, он разошелся в теоретических взглядах с Иосифом Паульсоном и ушел из редакции. Это был своего рода благородный поступок, Паульсон не имел таких связей и знакомств в правительственных кругах, как Вессель. Поэтому, Николаю Христиановичу было легче устроиться в эти бурные годы. Его сразу «прихватили» официальные круги, пригласив в Министерство народного просвещения редактировать новое издание «Педагогического сборника», которое он тоже довел до авторитетного состояния, проработав там редактором вплоть до 1882 года. Так и получилось: Паульсон продолжил свой творческий путь на ниве педагогической журналистики, Вессель, кроме журналистики, работал в сфере педагогической психологии. И достиг выдающихся успехов, завоевав большой авторитет в среде ученых и психологов, у которых в начале ХХ века был настоящий расцвет.

Смерть Николая Весселя в 1906 году была почти незамеченной. Страна приходила в себя после революционных событий и военного поражения. На педагогической ниве царил Ушинский, для которого, собственно, и расчистили путь Вессель и Паульсон. Сам Николай Христианович, дослужившись до одного из высших чинов в Министерстве просвещения, свои силы и здоровье положил на то, чтобы доказать, что лучшие достижения европейской, в частности, немецкой педагогики можно имплантировать в российскую образовательное среду. Однако в то время подросли в России педагоги, писатели, политики, которые повели страну «своим путем». А большевистский переворот октября 1917 вообще положил конец дискуссиям на тему борьбы «хорошего с лучшим...».

 

Случайные статьи:

Учебные портфолио

Основные ошибки при создании портфолио

«Кому это нужно?» или Вся правда о подготовительных курсах

Программы по улучшению жилищных условий для учителей

Образование в Европе