Как правильно оценить портфолио?
15 февраля 2012

Грамотно и непредвзято оценить портфолио достаточно непросто. Возникает конфликт при определении необходимого требуемого минимума и необязательного «плавающего» максимума. Далее, неясен вопрос с оценкой важности элементов. Какой самый весомый, каким пренебречь, а какой посередине? Ну и конечно, возникает диссонанс между качеством и количеством информации. Порой при оценке портфолио стараются все перевести в количественную оценку, при этом упуская качество выполненной работы и усердие.

Эксперты агентства Trafalgar Education Agency (http://trafalgaredu.ru), помогающего детям из России и стран СНГ получить образование в Великобритании, советуют оптимизировать и ускорить процесс путем разбития портфолио на основные категории. Это обязательная категория с письменными контрольными и самостоятельными работами; категория поиска, т.е. самостоятельное или коллективное выполнение поставленных сложных задач и проектов; применение знаний в различных ситуациях (жизни в целом или на конкретных предметах в частности). Далее следует описание предметной биографии, написание тематических рефератов или сочинений; внешняя категория с описанием и отзывами одноклассников, родителей, учителей.

После разбивки по категориям, каждой из них присваивается соответствующий процент важности по убыванию. То есть, для первой обязательной категории он самый большой и составляет до половины оценки, а последней категории присваивается наименьший процент, около 5% от общей оценки. Конечно, для каждого отдельно взятого предмета критерии и оценивание будут варьироваться, это всего лишь ориентир для направления.

В оценивании портфолио важную роль играют определенные качества и умения, которые необходимо было достичь в процессе обучения конкретному предмету. Например, для математики – это умение решать сложные математические задачи и доказывать теоремы, а для изобразительного искусства – характерный склад ума, нестандартное мышление и, конечно же, талант.

Итоговая оценка представляет собой несколько уровней оценивания.

Самый высокий уровень присваивается тем портфолио, в которых наиболее глубоко, четко и разнообразно представлены основные пункты. Оно отражает большие усилия и глубокие познания в выбранной области, учащийся отличается изобретательностью и креативностью, как в учебе, так и в оформлении портфолио. Просто высокий уровень отличается от предыдущего отсутствием необязательных элементов, недостаточной оригинальностью.

Средний уровень присваивается портфолио, содержание которого акцентировано только на изучаемой предметной области без применения знаний и активности учащегося в других сферах.

Слабый уровень присваивается работам с неполным содержанием обязательных категорий, в которых описаны отрывочные знания и умения в исследуемой области, может отсутствовать систематичность. Прочитав такое портфолио, практически невозможно достоверно определить прогресс обучения, качество полученных знаний и умений, которые отражают основную направленность предмета или курса.

Любой из предложенных уровней можно разбить на подуровни. Все зависит от инициативы и таланта импровизации.

 

Случайные статьи:

Как написать отзыв?

Из чего состоит «Портфолио-9»?

Размещение презентаций Microsoft Office на страницах сайта

Об изучении иностранных языков

Как научиться плавать в стиле баттерфляй?