Педагогический барон
25 июня 2013

История мировой педагогики писалась параллельно с историей человечества. Она может считаться зеркалом, в котором отражались состояние и уровень интеллектуального развития общества тех или иных времен. Интересно и то, что свой вклад в развитие педагогической мысли вносили люди самых разных общественных слоев и профессий. Философы, учителя, психологи, социологи, инженеры, путешественники, писатели. Были среди выдающихся педагогов и бароны.

Основной замысел Корфа о том, чтобы везде работали школы «этнографического характера», в жизнь так и не был воплощен. Да и идея «народных школ» была не по нраву власть имущим. Ведь малограмотными людьми управлять проще.

Барон Корф потомок настоящих немецких баронов, которых в свое время призывал на службу Петр I. За три столетия они совершенно «обрусели», а потому мальчика после рождения (1834) назвали Николаем. Семья Корфов была зажиточной, высокообразованной (например, один из них - президент Российской академии наук Иоганн Альбрехт Корф). Родился барон в Харькове и последние дни не слишком долгой, но значимой для педагогики жизни, завершил также в Украине, оставив после себя основанную им самим школу в селе Нескучном Донецкой области.

Невежество - злейший враг

Такие слова Николая Корфа написаны во времена, когда он вел активную борьбу за всеобщую грамотность, которую считал крайне необходимой для развития любого государства, уважающего себя и имеющего стратегические планы собственного развития. Россия такого плана не имеет до сих пор, но тогда, в середине XIX века, сразу после отмены крепостного права, в образовательной среде шла ожесточенная дискуссия на тему «Грамотными должны быть все поголовно или выборочно?». Вопрос не так прост, как кажется. И публицистические битвы были ожесточенными, ведь мало кто тогда понимал, что человек, который с детства не получил общего образования, в дальнейшем с большим трудом будет овладевать и так называемыми «прикладными» знаниями. И самое важное, не было у элиты того времени понимания, что для любого государства или народа невежество основной массы населения - злейший внутренний враг, который опаснее всех внешних врагов, вместе взятых.

Николаю Корфу с детства не повезло. Мать рано умерла, а мачеха, которая пришла в дом по желанию отца, «чтобы за ребенком надзор был», не слишком занималась воспитанием маленького баронета. Да и вообще домашним хозяйством. Но были рядом другие люди. В частности, няня Елена Ивановна, латвийка по происхождению, которая научила малыша русскому и немецкому языку, а также взяла на себя всю заботу о ребенке. Его тетка по матери, понимая, что с мачехой дела не будет, забрала Николая в другое имение, в село Волчье. Там действовала настоящая маленькая школа под наблюдением помещика Дмитрия Градовского, который относился к чужим детям так же ласково, как и к собственным.

О той школе у ​​будущего образовательного деятеля остались лучшие воспоминания. Сам Градовский с крестьянами-крепостными вел себя как с равными. Даже принимал их с различными вопросами в своем кабинете, а не на крыльце или дворе. Все это почему-то запомнилось юному Корфу и отложилось затем на его последующих педагогических усилиях. Еще в малолетстве ему пришлось поездить по России: Харьков, Москва, Екатеринослав, Воронеж, Лифляндская губерния, Новгород, Санкт-Петербург. Но именно школа Градовского, ее хорошая, теплая атмосфера запечатлелась в сознании навсегда, так же как и Малороссия (напомним, что в те времена Воронежская губерния входила в Малороссию, то есть, нынешнюю Украину).

Юный Корф не был бедным человеком. Потеряв мать, он не остался без опеки, его ждал сиротский приют. Николай продолжал обучение, и ему везло на хороших людей. После Воронежа побывал в Москве, затем в Новгороде, где отец имел недвижимость и родственников, но обучение не прерывал. И благодаря этому знакомился с различной организацией школьного обучения. Ему даже удалось побывать в школе Крюммера, в Лифляндской губернии, где вообще не было ничего русского, ни языка, ни обычаев. Зато, по признанию самого Николая Александровича, именно здесь под руководством директора школы Крюммера в онемеченном уголке Российской империи у десятилетнего мальчика заложились первые основы общественного и политического развития.

До сих пор неизвестно, каким образом Николай Корф оказался в Санкт-Петербурге, кто его туда отправил. Это был не отец, к тому времени уже парализованный. Поскольку парень был совсем не бедный, да еще имел титул барона, это мог быть кто угодно. Так или иначе, но именно в пансионе Александра Филиппова он получил основополагающие основы русского и православного воспитания. Здесь он окончательно выбрал собственный жизненный путь - тяжелый труд над совершенствованием организации народного образования. Организация обучения в пансионе, собственный пример Александра Филиппова, учителя и незаурядного человека, подтолкнули молодого Корфа к учительской карьере и дальнейшим усилиям на пути совершенствования школьного образования, чем он, собственно, «подписал» себя на тяжелый, часто очень неблагодарный труд. Далее был Санкт-Петербургский Александровский лицей, куда Николай поступил, почти не раскрывая книг для подготовки - такой качественной была учеба у Филиппова.

Лицей оказался стартовой площадкой к учительству и общественной деятельности. Имея сановных и уважаемых родственников по отцовской линии, он мог стать большим просветительским чиновником, политиком, государственным деятелем. Но отказался от столичной карьеры, поселился в Украине, в имении в селе Нескучном Екатеринославской губернии, женился на дочери одного из помещиков. И стал учителем, методические разработки которого получили известность в России. У него появились сотни единомышленников, последователей и врагов.

Именно ему принадлежит заслуга в организации в Российской империи дешевой краткосрочной (народной) школы с одним учителем и тремя отделениями в одном классе. С 1867-го по 1873 годы он подготовил пять учебников, которые сделали его имя известным на всю Россию: «Руководство к изучению грамоты звуковым способом», «Руководство для земских гласных и учителей сельских школ», «Книга для чтения в народной школе», «Малютка», «Наше школьное дело». Были и сотни других книг и статей, но уже позже, когда слава о педагоге-реформаторе дошла от Александровского уезда до столичных стен. А когда дошла, то сразу появились враги и завистники. «Проклятая немчура», «безбожник», «неблагонадежный человек», «материалист» - как только не обзывали барона! Читатель может хотя бы по этим ругательствами определить, куда именно вторгся со своими свободомыслящими школьными идеями Николай Корф. Брань достигла такой силы и размаха, что барон был вынужден уехать на восемь лет в Швейцарию, чтобы как-то все улеглось.

А когда вернулся, то продолжил просветительскую деятельность. И даже чуть не попал на работу в Московскую городскую управу. Однако тогда началось такое газетное преследование, что он отказался от должности заведующего департаментом народных училищ. Умер Николай Корф в своем имении в Нескучном. Было ему 49 лет.

Он имел девиз: «Не быть ничем ex officio и быть чем-нибудь de facto». Так оно и было. Однако основной его замысел - чтобы везде работали школы «этнографического характера» - в жизнь так и не был воплощен. Да и идея «народных школ» не очень нравилась как местным землевладельцам, так и столичным властям. Малограмотным народом ведь управлять проще. Ну, а потом пришла советская власть, а там уж было не до «этнографии».

 

Случайные статьи:

Как сделать портфолио ребенку?

Составление портфолио учителя

Дистанционное обучение - образование не имеет границ

Преддипломная практика, отчет по практике

Курсы английского языка объявляют набор