Учитель немецких учителей
26 июня 2013

Факт остается фактом: если кто-либо вспоминает о знаменитых представителях немецкого народа, то чаще всего говорят о математиках, полководцах, спортсменах и музыкантах. Бесспорно, в этих сферах жизнедеятельности человека они представлены достаточно весомо. Но отдавая должное прусским ученым, швабским музыкантам и баварским спортсменам нельзя забывать и о педагогах подаренных цивилизации Германией.

Уроженец Вестфалии Адольф Дистервег считается одним из ярчайших представителей немецкой педагогики. В современной Германии, да и столетием ранее, этого человека именовали не иначе как «учитель немецких учителей». Кроме педагогики, он проявил себя как либеральный политик и прогрессивный общественный деятель девятнадцатого века.

Можно сказать, что Адольф Дистервег, являясь ровесником Великой Французкой революции, с рождения «пропитался» прогрессивными идеями и общественным энтузиазмом. Однако, в отличие от своей «ровесницы», он не запятнал себя кровью невинных сограждан и никогда не предавал своих идей. Будучи последователем Песталоцци, Дистервег развил его педагогическую концепцию. Основными принципами воспитания он считал следование природе, соответствие культуре и самодеятельность.

Термин «следование природе», этот математик из Вестфалии понимал как развитие врожденных задатков ребенка и совершенствование в избранной сфере деятельности. Он не принимал доминировавших в первой половине XIX столетия принципов социальной сущности воспитания. Кроме того, он был ярым противником зависимости интересов всего общества от политики господствующего класса, но одновременно считал, что структура процесса воспитания должна учитывать не только с природу ребенка, но и изменяющиеся социально-исторические условия, уровень культуры и менталитет конкретного времени и государства. Самодеятельность, согласно доктрине Дистервега, является решающим фактором, определяющим личность индивидуума и все его поведение. В поощрении детской самодеятельности он видел главное условие всякого образования.

Адольфом Дистервегом была разработана дидактика развивающего обучения с основными требованиями в виде трех десятков законов и правил. В его родной Вестфалии, в Пруссии и в ряде других немецких земель эти «33 правила» использовались как памятка для учителей вплоть до Второй Мировой войны. Основой этого своеобразного «Кодекса педагога» был ряд требований, который касался связи между родственными учебными предметами, преимуществ наглядного обучения, систематичности преподавания, закрепления усвоения знаний и непременной воспитательной сути обучения.

Адольф Дистервег известен как автор учебников и методических пособий по математике, физике, естествознанию, географии и астрономии. Одна из самых известных его работ — «Руководство к образованию немецких учителей». Он последовательно выступал против сословных и национальных ограничений в сфере образования и тотального контроля школы церковью. Он также был категорическим противником воспитания молодежи в духе религиозной нетерпимости. За свою гражданскую активность в событиях 1848-49 годов (Мартовская революция в Германии), он был вынужден подать в отставку. Прусские чиновники не могли простить ему столь «опасное вольнодумство». Но будучи отстранен от педагогической практики он продолжал литературную и общественно-политическую деятельность.

Адольф Дистерверг ушел из жизни в 1866 году, в возрасте 76 лет. До самых последних дней он работал, публикуя и редактируя статьи в созданных им же периодических изданиях. В память о столь выдающемся представителе немецкого народа заслуженных педагогов ГДР награждали медалью имени Дистерверга.

 

Случайные статьи:

Портфолио - альтернативный способ оценки учебных достижений учащихся

Создание портфолио учащегося профильной школы

Как наладить взаимоотношения с учителем

Гигиена сна школьников

Для кого нужны курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге?